Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик дал большое интервью российскому агентству «Интерфакс», в котором заявил, что недавно встречался с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, они обсудили дальнейшие шаги в процессе урегулирования карабахского конфликта, выдвинутые предложения относительно оказания влияния на продвижение процесса. Более конкретно, он уточнил, что вместе с Лавровом обсуждал, как нужно работать со сторонами конфликта, чтобы процесс мирного урегулирования можно было продвинуть с места.
Очевидно, что после апрельской четырехдневной войны сопредседатели Минской группы ОБСЕ оказались в довольно сложной ситуации в плане обеспечения продолжительности переговорного процесса. Дело в том, что выдвинутые армянской стороной в апреле предложения до сих пор не были выполнены.
В заявлении, сделанном по итогам встречи президентов Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге, ничего не говорилось относительно внедрения механизма расследования инцидентов на границах. Тем временем, договоренность о внедрении этого механизма расследования инцидентов была достигнута 16-ого мая в Вене.
В конце июля американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик заявил, что президенты Армении и Азербайджана достигли соглашения относительно расширения мониторинговой группы ОБСЕ в зоне соприкосновения в Карабахе и на армяно-азербайджанской границе.
Азербайджан противостоит этим предложениям, и, следовательно, официальный Ереван считает бессмысленным продолжать переговоры в таких условиях.
Говорилось о том, что возможно при посредничестве Франции, а затем по инициативе Путина будет организована очередная встреча президентов Саргсяна и Алиева, но пока что об организации этой встречи речи не идет, в то время как в какой-то момент распространялась информация даже о готовящейся встрече в августе. То есть, отныне невозможно скрывать, что уже нет предмета для встреч и обсуждений, потому что нет и прогресса относительно предложений, сделанных несколько месяцев назад.
Уорлик говорит: «Недавно Путин принимал двух президентов в Санкт-Петербурге. Как следствие, мы хотели бы видеть воплощение в жизнь договоренностей, достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге, а также договоренности о следующих шагах в мирном процессе. Вот над чем мы работали.
И как вы, наверное, знаете, благодаря этим саммитам возникло множество условий урегулирования. К примеру, расширение наблюдательной миссии ОБСЕ в Нагорном Карабахе. Мы, конечно, хотели бы увидеть развитие этой договоренности. Кроме того, США совместно с Россией и Францией будут вовлечены в Вене и в столицах в работу над расширением наблюдательной миссии».
То есть, американский сопредседатель также зафиксировал отсутствие прогресса в выше упомянутых вопросах. Он даже затруднился ответить на вопрос, будет ли в ближайшем будущем организована встреча президентов, он всего лишь выразил надежду, что встретится с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана в Нью-Йорке, в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, и добавил: «Хотелось бы надеяться, что там состоится встреча и двух президентов».
Не секрет, что официальный Баку никогда не имел и сейчас не имеет намерения признавать статус Нагорно-Карабахской Республики, и сопредседатели МГ ОБСЕ хорошо это знают. Азербайджану выгодно представлять карабахский конфликт в качестве территориального спора. В таких условиях официальному Еревану ничего не остается, кроме того, чтобы вернуть НКР к столу переговоров и проводить последовательную работу в направлении самоопределения Карабаха.
В интервью «Интерфакс» Джеймс Уорлик подчеркнул, что три страны сопредседателей Минской группы ОБСЕ работают согласованно, и, кажется, что намеренно хотел подчеркнуть усилия президента РФ. «Конечно, роль России очень позитивна и продуктивна. Мы очень рады видеть, что президент Путин лично вовлечен в этот вопрос, и, конечно, министр иностранных дел Лавров хорошо осведомлен в этом вопросе. Примечательно, вот уже более десяти лет в своей должности он так сильно вовлечен в переговорный процесс о мирном урегулировании, он знает, где спрятаны подводные камни. Мы очень уважаем его подход и хотим работать с ним в этом направлении. Госсекретарь Керри обсуждал это с ним много раз, и это та область, в которой США, Россия и Франция могут продуктивно сотрудничать».
Но примечательно замечание, которое сделал Уорлик относительно поставок оружия со стороны России. «Россия имеет длительные устоявшиеся отношения с обеими странами и длительное время дружит с ними. Мы понимаем эти отношения.
США также хотят тесно сотрудничать с Арменией и Азербайджаном, но в другом ключе. Мы не поставляем вооружение ни одной из сторон. Мы поставляем оборонительное оружие им в очень ограниченном количестве. Но относительно Азербайджана есть узаконенный мандат от нашего Конгресса, он не позволяет нам поставлять оружие, которое может использоваться для наступления в Нагорно-Карабахском конфликте. Таким образом, мы не являемся поставщиками оружия. Мы полагаем, что у нас есть стратегические взаимоотношения с обеими странами»,— отметил он, добавив. «Мы предоставили ограниченное военное сотрудничество обеим сторонам. Но ни с одной из них у нас нет взаимоотношений по поставке оружия».
Политика США по выстраиванию тесного сотрудничества с Арменией и Азербайджаном не может основываться на поставках оружия, а следовательно, и способствовании возобновлению карабахского конфликта. В этом и кроется разница Соединенных Штатов и России, что и зафиксировал американский сопредседатель, демонстрируя подчеркнуто уважительное отношение к своему партнеру по Минской группе ОБСЕ — России.
До сих пор недовольство политикой России, продолжающимися поставками вооружения в Азербайджан, звучали и звучат только из Армении. Уорлик является представителем американской администрации, и с его помощью, по сути, официальный Вашингтон отправил косвенный «месседж» Москве, что у нас стратегические отношения с Арменией и Азербайджаном, но мы их развиваем не путем их вооружения.
То же Вашингтон хотел бы сегодня видеть и от Москвы, когда очевидно, что нарушен военный баланс, в том числе и благодаря активным «усилиям» России.