Что русские, поляки и другие нацменьшинства Литвы думают о больших соседях и их лидерах? Как они оценивают Россию и ее лидера Владимира Путина, подвержены ли они кремлевской пропаганде? Ответы на такие и им подобные вопросы до сих пор были на уровне догадок. Проведенный компанией Baltijos tyrimai/ Gallup опрос выявил связь между этими оценками и отношением к советскому прошлому, медийными предпочтениями респондентов.
Кроме того, как предполагает преподаватель Института международных отношений и политических наук Мажвидас Ястрамскис, исследование ставит еще один вопрос: «Может, не национальность, а экономические проблемы определенных регионов (Вильнюсского, Шальчининкского района) являются причиной пророссийского настроя части нацменьшинств?»
«Отдельный опрос нацменьшинств дал возможность в большем объеме сравнить мнение национальных групп Литвы о России, потенциальной подверженности пропаганде», — сказал преподаватель Института международных отношений и политических наук Мажвидас Ястрамскис.
По его словам, исследование показало, что нацменьшинства, как русские, так и поляки благоприятнее оценивают Россию и ее лидера, чем общая популяция Литвы. Как дружественную страну Россию оценивают 66,14% русских и 63,86% поляков. В общем опросе жителей Литвы 71,4% респондентов оценили Россию как недружественную страну. Ястрамских отметил, что благоприятно оценивают и Беларусь: дружественной ее назвали 88,9% русских и 96,4% поляков (по данным общего опроса — 55,1%).
Правда, политолог отметил, что к другим перечисленным в опросе странам нацменьшинства относятся еще позитивнее, чем к России. 75% участников опроса (72% русских и 64,6% поляков) нейтрально или хорошо оценили президента России Владимира Путина. Президента Литвы Далю Грибаускайте отрицательно оценили 37,4% русских и 44,4% поляков. Особенно отрицательная оценка распространена в Вильнюсском и Шальчининкском районах.
Кстати, Томашевского положительно оценивают 80% поляков и 39,6% русских. Интересно, что поляки оценили президента Литвы хуже чем русские. По словам Ястрамского, это, вероятно, можно связывать с тем, что президент поддержала поправки к закону об образовании в 2011 г., которыми установили более широкое изучение литовского в школах нацменьшинств. Президента США Барака Обаму положительно оценивают всего 44% участников опроса, причем русские оценивают его лучше, чем поляки.
Ястрамскис считает, что то, что Путина в среднем оценивают положительно, а Обаму — отрицательно, может создать предпосылки для благоприятного принятия риторики Путина и его администрации. К примеру, не секрет, что Россия хочет снизить доверие к НАТО, который гарантирует безопасность Литвы, ставит под сомнение позицию Литвы во внешней политике и пропагандирует мнение, что именно Россия жертва напряжений, которые НАТО вызывает в регионе. По словам Ястрамскиса, действенность пропаганды зависит от того, насколько благоприятно этот нарратив оценивают.
К примеру, с утверждением, что Крым на законных основаниях стал частью России: 43,8% скорее согласны или полностью согласны, 17,2% ответили «ни да ни нет», 29,8% скорее не согласились или совсем не согласились, еще 9,2% не ответили. По словам Ястрамскиса, опрос показал, что за отдельными исключениями нацменьшинства находятся в зоне действия российских СМИ: больше половины поляков и русских каждый день или несколько раз в неделю смотрят российские каналы, это касается российского радио и интернета.
«Но стоит отметить, что около половины представителей нацменьшинств несколько раз в неделю смотрит литовское телевидение и считают дружественными Западные страны», — подчеркнул Ястрамскис. Он заметил — те, кто не смотрит российские каналы, не так благоприятно оценивает Россию. По словам аналитика, похоже, что нацменьшинства положительно относятся к соседям Литвы и важным для Литвы странам. Кроме того, что касается интернет-порталов, нацменьшинства читают именно литовские. Согласно опросу, можно сделать вывод, что чем хуже респондент оценивает советское время, тем сдержаннее его отношение к России.
Ястрамскис утверждает, что исследование показало, и это можно твердо утверждать, как доказанный факт: нацменьшинства в оценке России не являются абсолютно гомогенной группой. Политолог подчеркнул, что разница основана не только на национальном признаке. «Мы видим ясные и последовательные связи между оценкой советского времени и просмотром российских каналов с одной стороны и оценкой адекватности политики России, Путина, с другой стороны. Иными словами, неважно, о ком идет речь, о русском или поляке, но чем реже он смотрит российские каналы и хуже оценивает жизнь в СССР, тем хуже он оценивает политику России, Путина (таких людей было немного, но они явно выделялись). И наоборот: более вероятно, что русские и поляки, которые часто смотрят российские каналы и испытывают ностальгию по СССР, будут благоприятно оценивать Россию», — констатировал Ястрамскис.
Статистически важный фактор — владение литовским, однако его влияние очень интересное: от владения литовским не зависит адекватность оценки российской политики. Однако в группе отлично говорящих и пишущих по-литовски больше было людей, которые не отвечали на вопросы, не имели какого-то ярко выраженного мнения. Ястрамскис указал, что возрастной фактор не имеет особого влияния, поскольку в возрастных группах ответы не слишком отличались. Однако политолог отметил, что очень важны два существенных фактора: место жительства и доходы. К примеру, в Вильнюсе поляки и русские оценивают Россию чаще отрицательно, как недружественную по отношению к Литве В Вильнюсском регионе эта вероятность снижается (Шальчининкский и Вильнюсский район), а в Клайпеде она практически равняется нулю. Вильнюс отличается тем, что здесь вероятность положительной оценки России мала.
Еще ярче фактор доходов: люди с доходами до 800 евро чаще оценивают Россию, как дружественную по отношению к Литве — целых 80%. По мере роста доходов этот фактор снижается. «Переживающие экономическую отчужденность поляки и русские более склонны оценивать Россию положительно. Жители нацменьшинств не из Вильнюса с небольшими доходами, несмотря на национальность, чаще оценивают Россию положительно», — подчеркнул Ястрамскис. «Так может есть обоснованный вопрос — может, проблема с неверной оценкой причинно-следственных связей? Может, не национальность, а экономические проблемы определенных регионов (Вильнюсского, Шальчининкского района) являются причиной пророссийского настроя части нацменьшинств?», — выдвинул он предположение.
Поэтому, необходимо провести новые исследобвания, поскольку сейчас «похоже, что использование пророссийских СМИ — не достаточное условие для того, чтобы респондент стал пророссийски настроенным». Правда, можно утверждать, что кремлевские каналы — единственные источники информации, наряду с ними зачастую нет других, к примеру, литовских, а особенно западных СМИ, в таком случае вероятность наличия пророссийской позиции увеличивается.