Снова печальная сцена в самом начале недели. В понедельник днем Ангела Меркель вынуждена оправдываться за очередной провал на выборах, прежде всего в руководящих кругах ХДС, затем перед прессой. Потеряв более пяти процентов голосов в Берлине, что явилось худшим результатом за всю историю, партия вылетела из правительства.
Ранее подобный провал незамедлительно объяснили бы «спецификой конкретной федеральной земли». Не унывая, пошли бы дальше. Но времена меняются. Выборы в парламент каждой земли — это выборы Меркель.
В Берлине это действительно так: основные проблемы столицы — находящиеся в упадке школы, растущие цены за аренду жилья, перегруженные центры обслуживания населения — коснулись большинства избирателей. При этом одному из лидеров партии Меркель Франку Хенкелю (Frank Henkel) не приходилось рассчитывать на стремительную карьеру. Влиятельные члены партии ХДС, которые должны были в день выборов выступать перед камерами, постарались с должным мужеством вывести бундесканцлера из-под огня критики. Берлин — это «нечто особенное», — отметил генеральный секретарь ХДС Петер Таубер. Михаэль Гроссе-Бремер, руководитель парламентской фракции ХДС, предупредил, что переносить результаты берлинских выборов на всю страну — это «очень смело».
На традиционной послевыборной пресс-конференции Меркель в понедельник был задан следующий тон: не следует ожидать, что лидер ХДС возьмет на себя ответственность за берлинское поражение так же, как и две недели назад после краха в земле Мекленбург-Передняя Померания.
Это все равно мало поможет. Ведь миграционная политика Меркель и в Берлине сыграла немаловажную роль, прежде всего для тех, кто отдал свои голоса партии АдГ. Правые популисты набрали с ходу 14,2% голосов. А многие из избирателей АдГ еще пять лет назад были на стороне ХДС, сообщает служба исследований электоральных предпочтений.
Канцлер-бонус превратился в Меркель-малус. Скептики уже после этих выборов только и ждут повода для критики. «Результаты подтверждают, что выборы в земле Мекленбург-Передняя Померания не были случайным проколом», — говорит Карстен Линнеман, глава объединения малых и средних предприятий в блоке ХДС. Член Христианско-социального союза Маркус Зедер, министр финансов Баварии, рассказывает в интервью газете Bild: «Это уже второй серьезный сигнал за последние две недели.» Партии грозит «длительная и очень существенная утрата доверия основной части избирателей».
Сигнал к примирению — или все же нет?
Ангеле Меркель не приходится ожидать, что в Баварии будут учитывать особенности политики Берлина. С понедельника в верхнефранкском замке Банц проходит осеннее заседание фракции ХСС баварского ландтага. Хорст Зеехофер (Horst Seehofer) обязательно прокомментирует последний провал ХДС. Глава ХСС в интервью SPIEGEL выразил твердую уверенность в том, что сестринские партии уже близки к примирению. Однако в то же время он настаивает на своем требовании ограничить прием беженцев 200 000 людьми в год.
Меркель продолжает отклонять это предложение. Как будет достигнут компромисс — неизвестно. Правда в выходные канцлер послала сигнал к примирению: Ее пресловутую фразу «Мы сделаем это», так она сообщила газете Wirtschaftswoche, Меркель произносить больше не намерена. Конечно же неофициально, иначе это будет выглядеть провокацией критиков. Фраза практически стала «пустым звуком», сетует Меркель. Пусть Зеехофера не волнуют причины такого заявления — главное, что те три слова больше не будут его раздражать.
Рекордно низкий результат для СДПГ
Саморазрушительные разногласия сестринских партий будут сохраняться и дальше. Тем самым они оказывают услугу социал-демократам, поскольку притягивают к себе все внимание. При этом результаты берлинских выборов для СДПГ обнаруживают одну особенность: победитель выборов одновременно является проигравшим.
Кроме Пиратов ни одна партия не потеряла такое количество процентов голосов, как СДПГ, эти выборы стали для партии историческим провалом. И тем не менее СДПГ, будучи сильнейшей партией, сможет в будущем, по-видимому, назначить главу городской администрации.
Именно так это представит глава СДПГ Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel). Главное, что не потеряны ведущие позиции в правительстве. Так же, как и позиции в землях Мекленбург-Передняя Померания и Рейнланд-Пфальц. В последние месяцы Габриэлю с его стратегией удалось вывести себя из-под огня критики. В будущем он сможет указать на то, что партия Меркель формирует правительство лишь в семи из шестнадцати федеральных земель, в то время как СДПГ — в тринадцати.
К тому же, формирующаяся левая коалиция из СДПГ, партии Зеленых и Левой партии в столице Германии стратегически может сыграть на руку Габриэлю. Конечно, речь не идет о настоящей красно-зеленой коалиции в Берлине, но все же эту ситуацию можно расценивать как сигнал перед выборами в Бундестаг в будущем году. В конце концов, в СДПГ не намерены в который раз становится младшими партнерами по коалиции.
Тем не менее серьезной проблемой на федеральном уровне остается практически невозможное вытеснение берлинской левой трехпартийной коалиции: в основных вопросах внешней политики с точки зрения СДПГ, Зеленых и Левой партии невозможно (пока) навести порядок. Кроме того, в партии Зеленых уже давно, по-видимому, придерживаются преимущественно черно-зеленого курса.
Как потенциальный партнер в будущем изменит направление своего политического курса — над этим Габриэль будет ломать голову позже. Самую серьезную сложность для председателя СДПГ на данный момент составляет не интерпретация берлинских выборов, а партийное собрание в Вольфсбурге: в понедельник социал-демократы голосуют по вопросу выбранной позиции относительно спорного соглашения о свободной торговле CETA с Канадой и ЕС.
Габриэль призывал поддержать соглашение. В случае, если партия проголосует против, председательство партии и вероятная должность канцлера окажутся в опасности.