Книга финского профессора Маркку Кивинена (Markku Kivinen) «Последний ход слоном» (Lähetin loppupeli) создает ужасающий образ обозримого будущего.
В то время как финские авторы выдумывают свои детективно-приключенческие романы о российской угрозе Финляндии, настоящий специалист по России, глава Александровского института Маркку Кивинен работает на более высоком уровне и создает свой второй роман «Последний ход слоном».
Герои «Последнего хода слоном» — посол Финляндии в Москве Лаури Суоминен (Lauri Suominen), осторожный, верящий в силу переговоров дипломат и министр иностранных дел Теему Нордстрём (Teemu Nordström), самоуверенный карьерист и член правой партии, сторонник НАТО по духу и крови.
Когда совместные авантюры Грузии и Эстонии на юге Кавказа начинают раздражать Россию, Суоминен и Нордстрём сталкиваются в своих взглядах. Это, тем не менее, только начало. После того, как Финляндия присоединяется к НАТО, все старые связи рушатся.
Этот сюжет новой книги пугает потому, что он вполне реалистичен. Недавно опубликованный финским Институтом внешней политики доклад о российских рисках для Финляндии предупреждает об угрозе подобного типа, хотя, конечно, не настолько сурово, как вымысел Кивинена.
Кивинену удается убедительно изобразить политическую ситуацию и риторику России. Настолько же хорошо изобразить повседневную жизнь и отношения своих персонажей ему не удается. Они остаются в стороне, так как важнейшее место уделяется различиям во взглядах Суоминена и Нордстрема.
Кивинену нравится традиционное, находящее выражение в двусторонних переговорах отношение Суоминена к восточному соседу. Это заметно уже по тому, как он описывает Суоминена. Нордстрем, в свою очередь — пример фанатичного увлечения НАТО и Западом.
«Последний ход слоном» — не детективно-приключенческий роман, хотя его частично можно отнести к их числу. На самом деле, это памфлет в форме романа, предупреждение о том, что если в политике зайти не в том направлении слишком далеко, вернуться назад будет невозможно.
Последнее событие в романе поражает. Ведь в полностью разрушенном городе, который стал объектом ядерного удара, телефоны не могут работать?