Новые президенты Аргентины, Бразилии и Перу, с приходом которых в Латинской Америке наметился поворот вправо, во вторник впервые выступили на Генассамблее ООН, где попытались представить обновленный образ своих стран. Президенты Аргентины, Бразилии и Перу — Маурисио Макри, Мишел Темер и Педро Пабло Кучински- заявили о своей решимости развивать интеграцию, выступили в защиту свободной экономики и заявили, что их приход к власти повысил доверие к странам, где наблюдается экономическое отставание.
Следуя традиции, заложенной еще на первой Генассамблее 1947 года, которую вел посол Освальдо Аранья (Osvaldo Aranha), первым выступил президент Бразилии. Темер высказался в поддержку отрешения от должности своей предшественницы Дилмы Русеф, назвав это свидетельством «прочности органов государственной власти, за которым наблюдает общество во всем многообразии своих взглядов». «Закон един для всех, включая самых могущественных. Именно это продемонстрировала Бразилия миру», заявил он.
На прошлой неделе бразильское правосудие также предъявило обвинения бывшему президенту Луису Лула да Силве. Один из министров Темера, вовлеченный в коррупционный скандал вокруг нефтяной компании Petrobras и сам президент были вызваны для дачи показаний в связи с показаниями одного из свидетелей.
Президент, окончательно вступивший в должность в начале текущего месяца, нарисовал обнадеживающую картину Бразилии. «Доверие восстанавливается, перспективы благоденствия становятся все более отчетливыми», подчеркнул Темер, в очередной раз подтвердив «бюджетную и финансовую ответственность» своего правительства, предпринявшего в этом месяце широкомасштабную программу концессий и приватизации государственных предприятий.
Тем не менее, представители шести латиноамериканских стран покинули Генассамблею ООН во время выступления Темера в знак протеста против смещения Русеф с поста президента.
Кучински, вступивший в должность президента Перу в июле, стал единственным из трех руководителей, упомянувшим венесуэльский кризис. Он высказался за полное соблюдений демократических прав и диалог.
Президент Аргентины Макри, пришедший к власти в декабре прошлого года, с энтузиазмом говорил о развороте, совершенном страной после 12 лет правления четы Киршнер. Он сказал, что уже видны результаты сближения Буэнос-Айреса с внешним миром, в частности, в области инвестиций, которые, по его убеждению, будут способствовать подъему экономики. На прошлой неделе глава государства принял 1.900 предпринимателей со всего мира, призывая их инвестировать в Аргентину.
«Мы, аргентинцы, готовы к тому, чтобы вступить в XXI век и сыграть свою роль в международном сообществе», заявил он.
При этом Макри повторил, хотя и с большим упором, некоторые из вопросов, которые обычно поднимала в ООН его предшественница Кристина Фернандес. Он призвал к более тесному международному сотрудничеству с целью расследования терактов 90-х годов в Буэнос-Айресе, вину за которые некоторые возлагают на Иран. Он также призвал к диалогу с Великобританией, чтобы в «дружеском ключе» решить вопрос о принадлежности Мальвинских островов.
Макри сделал это заявление в связи с полемикой, вызванной в Аргентине двухсторонним аргентино-британским коммюнике, выпущенным на прошлой неделе. Документ призывает к развитию связей между двумя странами и увеличению числа авиарейсов между Мальвинскими островами и континентом.
Главы трех латиноамериканских стран высказались за более широкое представительство развивающихся государств в ООН, подчеркнув геополитическую значимость каждой страны. Они заявили о необходимости продолжать борьбу с изменением климата и поддержали положительные сдвиги на континенте, в частности, установление дипломатических отношений между Кубой и США, мирное соглашение между колумбийским правительством и повстанческой группировкой «Революционные вооруженные силы Колумбии» FARC.