На днях, выступая с речью в Вашингтоне, министр обороны Японии Томоми Инада повесила на Китай ярлык «нарушителя правил» в Восточно-Китайском и Южно-Китайском море, к тому же объявила о будущих совместных крейсерских учениях между Японией и США, о военных маневрах с другими странами региона, содействии прибрежным странам в активизации усилий по укреплению потенциала и других способах укрепления своего присутствия в Южно-Китайском море. Слова и действия высокопоставленного японского чиновника не только выдают черное за белое, но и явно провоцируют дурные намерения — подрывание стабильности в регионе.
Когда речь заходит о Японии, ни у кого язык не повернется не назвать ее «державой», однако перед этим часто добавляют «экономическая». Японцы огорчаются по этому поводу, в начале 90-х годов прошлого века даже обозначили главной целью стать «политической державой». Однако несколько лет спустя оказалось, что на международной арене Японии на самом деле «нечего сказать». Вслед за стратегическим возвращением США в Азию у Японии снова вспыхнула мечта о превращении в политическую державу и даже в военную. Когда в будущем ученые будут давать оценку этому историческому периоду, им волей-неволей придется зафиксировать цепную реакцию американской стратегии перебалансировки в АТР — о том, что дав возможность Японии — побежденной стране, которая не смыла свою вину за Вторую мировую войну, — воскресить мечту о политической и военной мощи, тем самым ей был дан «зеленый свет» бросить вызов послевоенному международному порядку.
Перечисленные Томоми Инадой «китайские угрозы» не выдержали проверку действительностью. Всем известно, что острова Дяоюйдао с древних времен принадлежат Китаю, существует целый ряд документов, обладающих международной юридической силой, которые это подтверждают. Тот факт, что Китай решительно защищает свой территориальный суверенитет, с точки зрения любого международного закона не соответствует «нарушению правил», о котором говорила Томоми Инада. Что касается так называемого «нарушения порядка» в Восточно-Китайском море, то Японии нет необходимости оригинальничать, так как весь мир знает, что в последние годы «нарушает порядок» по вопросу островов Дяоюйдао сама Япония.
По вопросу Южно-Китайского моря, так называемый арбитражный суд по делу Южно-Китайского моря, инициированный Филиппинами, серьезно подрывает международное право и общую практику международного арбитража, изначально является незаконным и недействительным, Китай не принимает и не участвует в арбитражном разбирательстве, не принимает и не признает вынесенное по делу решение, именно Китай действительно защищает международное право. Какое положение международного права постановило, что так называемый арбитражный суд, не имеющий ни малейшего отношения к ООН, имеет юридическую силу? В последнее время шумиха по поводу этого политического фарса немного отступила, но Япония не только не стыдится своей бесславной роли в этом процессе, но еще и снова фабрикует слухи и провоцирует конфликты, создает невыносимый шум на международной арене. Не так давно на Восточноазиатском саммите во Вьентьяне, такие американские СМИ как «Wall Street Journal» смогли понаблюдать за тем, как умеренный подход АСЕАН контрастирует с другими странами, страны АСЕАН осознали необходимость поисков эффективного решения для урегулирования конфликтов, а не подливания масла в огонь для увеличения напряженности ситуации. Что в конечном итоге хочет сделать Япония при помощи своих метаний? Неужели взять под контроль ситуацию в сфере безопасности в Азии, подтолкнуть страны Азии к ухудшению отношений?
С каким лицом Япония может рассуждать в международном сообществе о «правилах» и «верховенстве закона» после всех дурных поступков, совершенных страной в отношении международного права? Проблема Дяоюйдао, вопрос исторических признаний тесно связаны с послевоенным международным порядком, в таких важных международных правовых документах как «Потсдамская декларация», «Каирская декларация» и т.д., были приняты соответствующие положения. Однако сегодня, через 70 лет после окончания Второй мировой войны, Япония по-прежнему продолжает создавать препятствия по соответствующим вопросам, вплоть до открытого столкновения с международным порядком, отступления от международных норм, выражения сомнений в «Потсдамской декларации», отрицания Нанкинской резни и проблемы «женщин для утех», все это часто высказывается высокопоставленными японскими чиновниками. Действительно ли это является отражением осознания Японией «правил» и «верховенства закона»?
Историческая проблема со стороны Японии по вопросу Южно-Китайского моря понятна. В период Второй мировой войны Япония уже захватывала острова Южно-Китайского моря. После поражения Японии в войне Китай на основе «Каирской декларации», «Потсдамской декларации» и других международно-правовых документов, вернул себе острова в Южно-Китайском море. Если Япония действительно осознает «правила» и «верховенство закона», о которых рассуждает, то почему закрывает глаза на правовую логику и исторические факты? Если Томоми Инада заведет старую песню на новый лад о «китайской угрозе», это несомненно принесет новые риски. «Совместные крейсерские учения с США», «военные маневры с другими странами региона», «содействие прибрежным странам в активизации усилий по укреплению потенциала» — такой тщательно разработанный план действий со всей полнотой показывает, что Япония не только твердо придерживается менталитета холодной войны, но и предпринимает попытки к подстрекательству. Все видят, что со времени введения новых законов о безопасности, становится все более ясным направление Японии к военным действиям.
Рассматривая ситуацию как с точки зрения политической структуры АТР, так и с точки зрения желаний народов, стратегические метания Японии являются следствием переоценки своих сил, а намерение воспользоваться случаем и показать кулаки — это не более, чем фантазии. В эпоху взаимовыгодного сотрудничества, какая страна пожелает присоединиться к «фантазиям» Японии? Даже если Япония получит мощную поддержку союзника США, она все равно не сможет играть в эту игру.