Аугушту Сантуш Сильва (Augusto Santos Silva) встречается в штаб-квартире ООН со своим российским коллегой, тогда как Антониу Гутерриш (António Guterres) на днях дал интервью информационному агентству «Спутник».
Португальская делегация, начиная с самого Антониу Гутерриша, запустила активную политическую и медийную кампанию с целью добиться благосклонности России в отношении лиссабонского кандидата на пост Генерального секретаря ООН.
В то время как главами дипломатии обеих стран, Аугушту Сантушем Силвой и Сергеем Лавровым, уже запланирована встреча на полях Генассамблеи ООН, Антониу Гутерриш в понедельник сделал первый шаг, дав интервью российскому информационному агентству «Спутник».
«Быть Верховным комиссаром по делам беженцев значит находиться в центре всех мировых политических конфликтов и иметь дело со всеми сторонами, — подчеркнул Гутерриш, возглавлявший это агентство ООН с 2005 по 2015 год. — Я действительно считаю, что мне удалось все это время хранить основополагающие ценности беспристрастности и независимости. Уверен, что во всех этих сценариях противоположные стороны испытывают ко мне уважение, поскольку я никогда не был орудием одних против других», — отметил Антониу Гутерриш.
Кандидат заверил, что миграция является «решением мировых проблем», признался, что одним из «самых больших разочарований» для него было наблюдать, как европейские страны закрывают свои границы — к тому же, как пишет «Спутник», Гутерриш указал на Россию как хороший пример построения мультикультурного общества, где мирно сосуществуют разнообразные народы.
Марселу напоминает о Ганди и Манделе
В своем первом выступлении на Генассамблее ООН глава португальского государства выразил пожелание, чтобы следующий Генеральный секретарь «обладал человеческими и профессиональными качествами, которые позволят ему быть на высоте вызовов сегодняшнего дня […]. Чтобы в собственных жизненных ценностях и подходе он ориентировался на примеры Махатмы Ганди и Нельсона Манделы, которые стремились выйти за пределы своей группы или своего круга, тем самым играя объединяющую роль и выступая представителями всех, а не одной какой-то части общества».
«Россия помогла Гутерришу»
Тогда как большинство наблюдателей и международная пресса утверждают, что Россия не поддерживает Гутерриша, посол Антониу Монтейру (António Monteiro) предложил DN более неоднозначное прочтение позиции России.
«Объективно Россия помогла кандидатуре Антониу Гутерриша, осадив Германию», когда та пыталась продвинуть потенциальную кандидатуру Кристалины Георгиевой из Болгарии, «напомнив, что необходимо следовать установленным критериям и что у Болгарии уже есть кандидат», подчеркнул бывший представитель Португалии в ООН. Москва «напомнила о том, что мы говорим всегда о необходимости соблюдать правила, которые и обеспечивают престиж Организации Объединенных Наций», — сказал Монтейру.
Ричард Гован из Европейского совета по международным отношениям (исследовательский центр со штаб-квартирой в Лондоне) на этой неделе высказал мнение о том, что именно в Москве нужно искать ответ на вопрос «почему бы просто не объявить Гутерриша достойным победителем и завершить процесс после его победы в четырех раундах голосования в Совбезе».
Что касается «наблюдателей, предполагающих, что Россия недолюбливает Гутерриша, — сказал Гован, — поставленный во главе ООН бывший глава правительства [одного из государств-членов] НАТО, обладающий мощными инструментами общения и большим опытом работы в гуманитарной сфере, может обернуться для Кремля нешуточной головной болью».
По поводу интервью Гутерриша «Спутнику», Антониу Монтейру посчитал вполне уместным, что бывший премьер-министр беседует с регионами, где он мало известен или испытывает некоторые трудности с принятием своей кандидатуры. Что касается влияния социальных сетей на Совет Безопасности, посол не считает его значительным.
На момент закрытия этого издания еще не были установлены конкретные дата и время встречи Сантуша Силвы и Сергея Лаврова — в виду умышленного отсутствия президента Владимира Путина возглавившего московскую делегацию в Нью-Йорке.
При содействии агентства «Луза»