Между Минском и Москвой разгорелась словесная перепалка по поводу поставок белорусской продукции на российский рынок.
Первым на эту тему высказался Александр Лукашенко. 20 сентября на встрече с госсекретарем Cоюзного государства Белоруссии и России Григорием Рапотой он обратил внимание на то, что при поставках в Россию блокируются некоторые белорусские товары, особенно продукты питания.
«В России они почему-то некачественные. Но понятно: когда мы поставляем качественный товар и по приемлемым ценам в Россию, мы бьем по карманам олигархов от сельского хозяйства в России. Они давят на правительство (там связи, вы знаете не хуже меня, какие), а правительство дает команду «фас» разного рода чиновникам, от Россельхознадзора и так далее. Они у нас три предприятия открывают для поставок, пять закрывают, пять открывают, шесть потом закрывают. Идет неприкрытое давление», — посетовал глава Белоруссии.
В ответ глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что никакой блокировки импорта белорусских продуктов в Россию нет.
Он отметил, что в 2015 году поставки белорусской говядины составили 96,8 тысячи тонн, а в этом году — уже 102 тысяч тонн. Ввоз кормов и кормовых добавок в этом году составил 18,1 тысячи тонн по сравнению с 9,5 тысячи тонн за весь 2015 год.
Ввоз молока и молочной продукции из Белоруссии за неполный 2016 год увеличился до 619 тыс. тонн с 484 тыс. тонн за весь 2015 год. А поставки рыбы составили 46,5 тысячи тонн и 37,5 тысячи тонн соответственно.
«И при этом надо учесть, что часть ввезенных в РФ белорусских продуктов не проходила контрольные пункты. С учетом этого объем поставок можно увеличить еще процентов на десять. При таких данных достаточно сложно говорить о том, что белорусское продовольствие не имеет режима наибольшего благоприятствования в России»,— отметил Сергей Данкверт.
В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии озвученные Россельхознадзором цифры назвали «вольным» отношением к статистическим данным.
«Цифры, приведенные Россельхознадзором, не соответствуют действительности. Наша страна поставила на российский рынок за прошлый год говядины не 96,8 тысячи тонн, а 134,1 тысячи тонн, молочной продукции 1014 тысяч тонн, а не 484 тысяч. И так по каждой позиции», — отметил в комментарии для Naviny.by начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов.
В ведомстве подтверждают информацию об увеличении поставок некоторых видов продукции на российский рынок в этом году.
«Относительно роста белорусского экспорта, так это сущая правда. Мы в этом году, как и в прошлом, наращиваем объемы производства мясомолочной продукции, соответственно, можем увеличивать и экспортные поставки. В частности, за 7 месяцев текущего года говядины поставлено в Россию на 16,6 тыс. тонн больше, свинины — на 2,8 тыс. тонн, сыров и творога — на 22 тысячи тонн. Но мы бы гораздо больше поставили продукции, которая востребована на рынке Российской Федерации, если бы не было ограничений», — говорит Алексей Богданов.
По его словам, в настоящее время под различного рода ограничениями со стороны Россельхознадзора находятся 42 белорусских предприятия, начиная от мясомолочной отрасли заканчивая кормопроизводством.
В частности, с 5 августа действуют временные ограничения на поставки продукции ЗАО «Экомол Агро». С 13 августа введены временные ограничения на поставки продукции Рогачевского молочно-консервного комбината и Калинковичского молочного комбината.
С 18 августа действуют временные ограничения на поставки продукции СООО «Белсыр», ООО «Биоком», ГП «Молочный гостинец» и ОАО «Полоцкий молочный комбинат». С 19 августа временно ограничены поставки Лепельского молочно-консервного комбината и Березовского сыродельного комбината.
«Если часть предприятий закрыта, разве это не ограничения?!» — отметил Алексей Богданов.
Отметим, что в последние годы у белорусских мясомолочных предприятий регулярно возникают затруднения с поставками своей продукции на российский рынок. Чаще всего проблемы с экспортом продукции совпадают по времени с кризисными явлениями в политических отношениях между Минском и Москвой.
Сценарий новой «молочной войны» очень похож на аналогичный конфликт середины 2009 года, когда барьеры на пути белорусской продукции в Россию появились на фоне нежелания Минска платить за газ по контрактной цене.