Разрушительная атака истребителей на гуманитарный конвой ООН в сирийском городе Урум-аль-Кубра не только унесла жизни свыше 20 человек, но и полностью разрушила робкую надежду на позитивные перемены в Сирии.
Правда, по словам министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier) (СДПГ), на состоявшейся во вторник в Нью-Йорке встрече международная группа поддержки Сирии договорилась вновь «интенсифицировать диалог и переговоры». Но там же было отмечено, что надо посмотреть, «как будут обстоять дела с соблюдением режима прекращения огня и, соответственно, с российско-американскими соглашениями».
Однако глава министерства иностранных дел Жан-Марк Эйро (Jean-Marc Ayrault) заметил, что встреча была «относительно драматичной». «Американо-российские переговоры достигли своего предела».
По словам Эйро, другие страны должны сейчас помочь Вашингтону и Москве преодолеть взаимные разногласия.
Возвращение войны?
Ключевой вопрос звучит так: наступит ли после варварского нападения на гуманитарный конвой и, по крайней мере, временного провала перемирия в Сирии в отношениях России и США — и без того довольно плохих — новый «заморозок», который уничтожит, причем надолго, любой шанс на окончание гражданской войны?
Факт: Белый дом возлагает на Россию ответственность за жестокий удар истребителей по гуманитарному конвою ООН для Сирии.
Заместитель советника президента США по национальной безопасности Бен Родс (Ben Rhodes) сказал: «Все наши сведения однозначно свидетельствуют о том, что это был налет, за который могут быть ответственны два элемента: сирийский режим или российские власти». И еще одно высказывание Родса: «В любом случае мы возлагаем ответственность за воздушный налет в этой местности на Россию».
Россия, правда, «с возмущением» отрицает свою ответственность, но тем менее она заявила о расследовании инцидента.
Какую цель преследует Москва?
Фирас Аби Али (Firas Ali Abi), аналитик и эксперт по Сирии аналитической группы IHS Jane’s из Лондона отметил в беседе с Bild: «Российская ли армия бомбила конвой, или сирийская, не имеет значения. Москва обязалась сделать так, чтобы сирийская военная авиация не поднималась в воздух с целью сохранения перемирия. Таким образом, Россия, по крайней мере, виновна отчасти».
Фирас Аби Али также сказал, что «на военную кооперацию США и России питают слишком большие надежды. У Москвы только один интерес, а именно расширить собственную власть и вновь обрести международное влияние. Поэтому Кремль поддерживает Асада, который не заинтересован в том, чтобы в Сирии установился мир».
Эксперт добавил: «Если Россия сейчас говорит, что она не несет ответственности за обстрел, то это не потому, что она так сильно заинтересована в выяснении правды или в демократических ценностях, а просто для того, чтобы продвигать свои интересы. Российская версия изложения, согласно которой конвой загорелся, а повстанцы виновны в его уничтожении, совершенно не убедительна».
По словам Фираса, сирийский режим ни в коем случае не заинтересован в перемирии или компромиссах, поскольку знает, что это невыгодно для его позиции. «Асад думает, что, одержав победу над Алеппо, он сможет сломить сирийскую оппозицию. Поэтому и был разбомблен конвой».
Бывший генеральный инспектор бундесвера и генерал НАТО Харальд Куят (Harald Kujat) сказал в беседе с Bild, что «недавние инциденты показывают, как важно было бы улучшение согласования [действий] США и России».
По оценкам Куята, более тесное военное сотрудничество двух стран позволило бы добиться успеха в том, что касается борьбы с исламистскими террористическими группировками, и обеспечить возобновление мирных переговоров. «Поэтому оба последних трагических события являются сильными аргументами в пользу реализации соглашения между Соединенными Штатами и России — а не наоборот».
Высказывание Куята о нападении на гуманитарный конвой носит осторожный характер: «В настоящее время война ведется не только с помощью оружия, но и слов. Очевидно, в Вашингтоне не находит всеобщего одобрения кооперация по Сирии, которую госсекретарь Керри согласовал с российской стороной. Возникает впечатление, что поэтому на Кремль возлагается ответственность за атаку на гумконвой, хотя пока нет конкретных доказательств этого».
Родерих Кизеветтер (Roderich Kiesewetter), член внешнеполитической комиссии бундестага от партии ХДС, отметил в интервью радиостанции RBB-Inforadio, что у США и России «совершенно разные устремления». По его словам, для сирийского президента речь идет о сохранении власти. А «Россия хотела бы удержать Асада у власти практически любой ценой».
Преимущество на стороне России?
Возможно, по этой причине Россия в настоящее время вообще не заинтересована в заключении мира.
Причина: война в Сирии пока не закончилась однозначно в пользу Асада. Но Россия делает все, в том числе в военном плане, чтобы усилить позиции Асада, и добиться того, чтобы в итоге никто не мог обойтись без Асада, а поддерживаемые США повстанцы — борцы с сирийским режимом настолько ослабли, что они больше не будут играть существенную роль в мирном урегулировании.
Асад и Россия могут разыгрывать свои карты жестко и цинично и потому, что ни Соединенные Штаты, ни кто-либо еще на Западе не желают идти на военное вмешательство в Сирии с задействованием наземных сил. Отсутствие политической воли признал и Кизеветтер в беседе с RBB.
Так что Путину может быть все равно, возлагают ли США или кто-либо еще ответственность за нападение на гуманитарный конвой на Россию или нет. Ведь не будет последствий, которых Россия должна опасаться. И еще: это обычная практика русских, состоящая в том, чтобы всегда категорически отвергать все обвинения, и нисколько не заботиться о доказательствах. Кроме того, Путин понимает, что Запад — ввиду отсутствия настоящего рычага давления — всегда зависит от России, если хочет чего-то добиться в Сирии.
Поэтому перспективы Сирии — мрачные, а ужасное кровопролитие, наверное, продолжится. Кизеветтер, представляющий партию ХДС во внешнеполитической комиссии бундестага, убежден в том, что «это еще долго будет длиться. Это будет война на истощение».