Этот производитель оружия опирается на общеизвестную репутацию советского времени, однако теперь он ставит перед собой цели и в гражданской области. Бесполезно спекулировать по поводу эмоций Владимира Путина, но данный пункт в его рабочем графике, судя по всему, ему понравился. Во вторник российский президент посетил завод концерна «Калашников» в Ижевске, в городе, расположенном примерно в 300 километрах к западу от Урала. Там он не только осмотрел новые виды вооружений этого известного во всем мире производителя, но и провел совещание с участием высокопоставленных военных и представителей оборонной промышленности, а также одобрил проект памятника Михаилу Калашникову, конструктору одноименного автомата.
Повестка Путина показывает, что значит «Калашников» — это концерн, прошлым которого Кремль гордится и который с помощью своих новых разработок должен выдержать давление со стороны конкурентов на глобальном уровне.
Вопреки, возможно, существующему представлению, концерн «Калашников» молод, и он даже моложе введенной после распада Советского Союза рыночной экономики — это предприятие было образовано лишь в 2013 году. В тот год произошло слияние созданного в 1807 году Ижевского машиностроительного завода (Ижмаш), производившего автоматы Калашникова, с Ижевским механическим заводом (Ижмех) и некоторые другими более мелкими государственными предприятиями, и сделано это было для того, чтобы создать интегрированного производителя стрелкового оружия, а также повысить синергетический эффект в оборонном секторе. Новый концерн получил название «Калашников», поскольку, как сказал тогда глава государственного оружейного холдинга «Ростех», «Ижмаш» и «Ижтех» не являются популярными торговыми марками, а «Калашников» — это известный бренд«.
Это было не единственным признанием наличия настроя на конкурентную борьбу. «Ростех» даже продал 49% акций примерно за 75 миллионов долларов частным инвесторам и сейчас владеет лишь контрольным пакетом в 51% акций. Опытный менеджер Алексей Криворучко является одним из инвесторов — раньше он работал в авиакомпании «Аэрофлот» и в Рособоронэкспорте, а с 2010 года возглавил железнодорожное предприятие «Аэроэкспресс». С 2014 года Криворучко является руководителем концерна «Калашников», и его задача теперь состоит в том, чтобы к 2020 году вывести предприятие на уровень более высокой экономичности и прибыльности.
Мощности завода в течение долгого времени были недостаточно загружены, предприятие несло значительные убытки, а незадолго до слияния «Ижмаш» был даже санирован с помощью процедуры банкротства. Проблемы эффективности производства остаются — вскоре после прихода в концерн Криворучко пожаловался на то, что лишь 26% из примерно 4600 сотрудников предприятия заняты в производстве оружия.
В течение долгого времени конструктором оружия на заводе был сам Михаил Калашников. Этот прирожденный мастер своего дела вскоре после окончания Второй мировой войны разработал первоначальную модель известной автоматической штурмовой винтовки, получившей название АК-47 (Автомат Калашникова, модель 1947 года). Автомат АК-47 и его последующие модификации были проданы в невообразимом количестве, предпринимались также попытки его копировать, и он до сих пор востребован — он дешев, прост в обслуживании и чрезвычайно надежен. По имеющимся данным, всего было произведено более 100 миллионов автоматов Калашникова.
Тот факт, что его оружие в ходе многочисленных конфликтов принесло так много горя людям, вероятно, огорчал Калашникова, но он, тем не менее, гордился своим изобретением. Он имел звание генерал-лейтенанта, был награжден высокими орденами Советского Союза и России, а умер он в конце 2013 года в возрасте 94 лет. Министр обороны Сергей Шойгу отметил, что Калашников — это человек-легенда, подлинный герой и символ отечества. С точки зрения количества производимой продукции, концерн «Калашников» представляет собой бледную тень того, что было в советское время. Однако дело идет в гору — в 2014 году концерн показал чистый убыток в размере 340 миллионов рублей (4,7 миллиона евро), однако в прошлом году его оборот составил 113 миллионов евро, а прибыль — 29 миллионов евро. По данными самого концерна, это стало возможным благодаря программам модернизации и повышения производительности.
В следующем году это предприятие планирует продать 165 тысяч единиц стрелкового оружия, а оборот к 2020 году должен увеличиться, по меньшей мере, в шесть раз. «Калашников» предлагает на российском рынке три вида пистолетов и винтовок — для армии, для охоты и для спортсменов, а на экспорт, помимо военного варианта, поставляются и гражданские модели автомата Калашникова.
Важным экспортным направлением для такого рода продукции были Соединенные Штаты, однако с 2014 года с этим рынком произошло то же самое, что и с рынком Евросоюза — концерн «Калашников» оказался в санкционном списке Вашингтона и Брюсселя, и сделано это для того, чтобы наказать Кремль за его агрессию и вмешательство в конфликт на Украине. В том числе и по этой причине российский концерн намерен расширить предложение на рынке. Только с помощью производства оружия нельзя будет осуществить запланированную экспансию — «Калашников» собирается расшириться не только за счет производства в таких родственных областях как боевая экипировка и бронезащита солдата, но и за счет военных судов или даже яхт для гражданского использования.
Время покажет, сработает ли выбранная стратегия. Некоторые идеи представляются забавными — в августе концерн «Калашников» открыл своей первый фирменный магазин, в котором можно приобрести не только одежду и сумки с его логотипом, но и копии автоматов. Еще более необычным, чем сам магазин, является место его расположения — при входе в один из московских аэропортов.
Возможно, это типично русская бизнес-идея — предлагать авиапассажирам перед прохождением контроля безопасности муляжи стрелкового оружия.