Шведский договор с НАТО о поддержке принимающей стороны мог стать причиной усиления российской активности на территории Швеции.
Как понимать сообщения о росте российской активности вблизи защищенных военных объектов и мест проведения учений?
По мнению бывшего директора отдела России Института оборонных исследований Швеции Яна Лейонъельма, схема легко узнаваема еще со времен холодной войны.
«Служба безопасности вот уже несколько лет утверждает, что наблюдается рост оперативной разведывательной деятельности со стороны России в отношении шведских целей. Речь идет о мостах, портах и дорогах. Это вызывает беспокойство, так как показывает, что Россия ведет против нас оперативное военное планирование».
— Что такое «оперативное военное планирование»?
«Это значит, что они позаботились о сборе данных перед началом потенциальной военной операции. Выясняют, может ли порт принять определенные типы судов, выдержат ли мосты вес танков и так далее. Далее на карту наносятся все предполагаемые оборонные объекты, как известные, так и скрытые».
— Говорят, что предполагаемые русские шпионы приезжают в машинах с российскими номерами и обращаются за помощью к шведским солдатам. Звучит как-то нескладно.
«Можно и так сказать. Можно предположить, что они непрофессиональные, это не исключено. Или же это попытка продемонстрировать, что Россия интересуется Швецией и занимается планированием».
Военный эксперт: «Теперь нас причисляют к лагерю НАТО»
В конце этого мая шведский риксдаг на фоне серьезных протестов одобрил договор с НАТО о поддержке принимающей стороны. И это решение могло повлиять на поведение России в отношении Швеции, считает Ян Лейонъельм.
«Теперь нас формально причисляют к лагерю НАТО. То есть, нас всегда приписывали к НАТО, но теперь российская сторона заявила об этом открыто. Председатель думского комитета по внешней политике заявил об этом еще несколько месяцев назад, подразумевая, что с первого же дня после подписания договора нас будут рассматривать как участника конфликта на стороне НАТО. И это, по мнению русских, дает им основания шпионить против нас».