Как воспринимают Украину в Европе и США? Из новостей, которые описывают ситуацию в нашей стране. Поставив перед собой задачу исследовать, что и как писали об Украине наиболее влиятельные и авторитетные западные СМИ, мы столкнулись с важным вопросом.
Разве большинство людей читают все эти статьи? Скорее всего, нет, в памяти остается лишь небольшая часть информации — заголовки и основные идеи. Именно эти короткие тексты и формируют восприятие Украины.
И если в одном заголовке журналист или редактор могут сильно гиперболизировать или перекрутить суть статьи, то если речь идет о тысяче заглавий в десятках наиболее авторитетных западных СМИ, такой массив данных мог бы адекватно отражать тенденции по конкретной теме.
Первая проблема — где найти 10 тысяч заголовков статей об Украине? Эту информацию нам предоставил проект «Око», за что VoxUkraine ему очень благодарен. «Око» с помощью автоматизированных инструментов ежедневно собирает, сортирует и обрабатывает материалы сотен СМИ, в которых упоминается Украина.
Такие данные представляют большую ценность для ученых, журналистов и всех, кто имеет отношение к информационной безопасности Украины. Анализ данных позволяет определить: в каком контексте СМИ говорят об Украине, как меняется частота и тональность сообщений, какие источники и каналы распространение новостей наиболее влиятельны и эффективны.
Говоря прямо — неоценимый инструмент в условиях информационной войны, в которую оказалась втянута Украина. За последние 2,5 года в базе «Око» накопилось около миллиона статей на 8 языках. Реалистично оценивая собственные ресурсы, мы ограничили выборку данных следующими параметрами:
— Анализировались только заголовки на английском языке;
— Из наиболее авторитетных и часто цитируемых западных медиа;
— Заголовки, содержащие слово «Ukraine» или «Ukrainian».
(Данные можно скачать на data.voxukraine.org).
Газ, война, аварии, диверсии. Что еще интересует Запад?
Первый всплеск активности за отслеживаемый период приходится на газовые переговоры осенью 2014-го («gas talks») между Украиной и Россией («Ukraine-Russia Gas Talks Deadlocked in Brussels» — abcnews.go.com, «Ukraine and Russia Reach Deal on Natural Gas Supplies» — nytimes.com).
Газовые дебаты между соседями интересны западным медиа по той причине, что от их результата зависит стабильность поставок российского газа в Европу и они напрямую влияют на макроэкономические показатели Украины: размер украинского долга и способность Украины его обслуживать (Ukraine sees Russia gas price at $365-378, ready to pay off debts — reuters.com).
Помимо газовых переговоров, западные СМИ уделяли повышенное внимание переговорам «нормандской четверки» в Минске (февраль 2015), гибели 32 человек на шахте им. Засядько (начало марта 2015), внесению изменений в Конституцию в части децентрализации (конец августа — начало сентября 2015), «украинским диверсантам» в Крыму (первая половина августа 2016).
В эти периоды количество публикаций за день превышало средний показатель в 16 публикаций в 3-4 раза. Интерес СМИ к важным геополитическим событиям или катастрофам предсказуем. Однако наш анализ позволяет посмотреть на «образ Украины в СМИ» более детально. В каком контексте пишут про Украину и как это делают крупнейшие печатные издания, онлайн-СМИ и телеканалы? Иными словами, почему в мировых СМИ «Putin» звучит чаще, чем «Poroshenko» или «Ukraine president»?
В заголовках западных газет и новостных агентств, содержащих слова «Ukraine» или «Ukrainian», больше всего таких слова, как «fight», «kill», «conflict», «war», «attack», «Russia» и меньше «cease-fire» (прекращение огня) и «peace».
Чуть реже встречаются слова «separatist», «soldier», «troop» (военный отряд), «rebel» (повстанец), «Donetsk», «east». Очень редко упоминается слово «Crimea».
В заголовках вещательной компании BBC можно чаще встретить слово «crisis». Это объясняется тем, что у bbc.com все новости, относящиеся к конфликту на востоке Украины (а также крымскому вопросу), публикуются под рубрикой «Ukraine crisis».
Например, «Ukraine crisis: Crimea in the dark in Russia power row» или «Ukraine crisis: «Russian soldier's» lawyer found dead».
Отдельно стоит рассмотреть результаты Reuters как крупнейшего поставщика новостей об Украине (судя по количеству заголовков). 46% заголовков анализируемой выборки принадлежат reuters.com и его поддоменам (uk.reuters.com, in.reuters.com и т.д.).
Аналогично западным газетам и вещательным компаниям, Reuters активно употребляет слова, описывающие конфликт на востоке Украины.
Больше внимания уделяется вопросу долга — в 7% заголовков встречается слово «debt» (Reuters — поставщик деловой информации). Также в заголовке вероятнее встретить слово «Putin», чем, например, «Poroshenko» или «Ukraine president».
Промежуточный вывод: в заголовках западных медиа слово «Ukraine» или «Ukrainian» вероятнее встретить рядом со словами, описывающими конфликт на востоке Украины («war», «conflict», «attack», etc.), чем, например, реформы или борьбу с коррупцией.
Разговоры о долгах
Заголовки деловых западных СМИ (Bloomberg, Financial Times, Wall Street Journal) больше акцентируют внимание на том, как Украина обслуживает свои долговые обязательства.
Темы реструктуризации долга и договора с МВФ присутствуют в 12% всех заголовков.
В 2014 и первой половине 2015 года вероятнее было встретить более тревожные заголовки: «IMF warns Ukraine bailout at risk of collapse», «Ukraine bonds sink as debts spiral» (оба ft.com) или «Ukraine Said to Risk Losing IMF Support for Aid If War Escalates» (bloomberg.com).
Во второй половине 2015 и 2016 уровень негатива и тревожности сократился, а количество позитивных заголовков несколько увеличилось: «Ukraine Deserves Debt Relief» (wsj.com) или «Ukraine Rating Raised to B— by S&P on Debt Exchange, Reform Plan» (bloomberg.com).
«Debt talks» и «IMF deal» куда чаще встречаются в заголовках, чем «corruption» и «reform». Можно предположить, что коррупция и реформы — это внутренние проблемы Украины, которые не очень интересны западным медиа.
С другой стороны, есть гипотеза, что Украина (государство и гражданское общество) делает недостаточно, чтобы донести до мира информацию о немногочисленных успехах и прогрессе в реформах.
Слово «reform» употреблялось только в 1% заголовков.
Более того, львиная доля этого одного процента отражает опасения западных медиа относительно продвижения реформ. Например, «Ukraine political crisis deepens as another reformer resigns» (ft.com) или «IMF Warns Proposed Legislation in Ukraine Threatens Reforms» (wsj.com).
О чем может сказать анализ полных текстов статей?
Сегодня у исследователей, журналистов, «коммуникационщиков» и просто интересующихся людей есть доступный набор инструментов по анализу текстовых данных. Например, компания IBM Watson предлагает сервис по лингвистическому анализу, который классифицирует текстовые данные по тональности. Данный сервис основан на алгоритмах машинного обучения и исследованиях в психолингвистике.
Анализ статей (новостей, заметок, колонок) об Украине даст возможность составить полную картину того, как наша страна воспринимается зарубежными СМИ и, соответственно, какой имидж у нее формируется.
Это не только вопрос престижа и конкуренции за симпатии потенциальных туристов и инвесторов, для Украины положительный имидж — важный элемент в информационной войне, которую ведет Россия.