С началом учебного года Лондон активно обсуждает последние решения своего нового премьер-министра Терезы Мэй (Theresa May). Опытный политик-консерватор приняла страну, вставшую на путь Брэксита, и пошла на решительный и, как считают многие политики, чрезвычайно радикальный шаг в такой чувствительной сфере, как образование. Тереза Мэй 9 сентября объявила о намерении снять запрет на открытие новых государственных, так называемых грамматических школ (в Великобритании эти школы, дававшие классическое образование, получили распространение в XII веке, и к XVI веку уже оформились как сословные школы английской аристократии). Свое решение она мотивировала тем, что, по ее глубокому убеждению, сегодня настало время, когда необходимо повысить социальную мобильность талантливых детей из малообеспеченных семей.
Заново сформированный кабинет Министров планирует ввести новые меры, что позволит, как уверены в правительстве, выравнять образовательные возможности «для всех британских детей». В грамматических школах будут введены квоты для учеников из малообеспеченных семей. Такие элитные учебные заведения будут обязаны открыть подшефную общую начальную или среднюю школу в районах, где проживают низкообеспеченные семьи, либо эти особые учебные заведения должны будут выступить спонсором общеобразовательной школы с низкими показателями успеваемости. Однако важнейшее нововведение, которое предлагает Тереза Мэй, заключается в том, что ученики, которые не выдержали экзамены в эти школы в 11 лет, смогут сделать еще две попытки — в 14 и 16 лет. Кроме того, согласно плану Терезы Мэй, необходимо «сблизить» школы и университеты. Это означает, что британские вузы, которые намерены повысить плату за обучение, будут обязаны за свой счет либо открывать новые бесплатные школы, либо курировать существующие общеобразовательные учреждения с низким показателем успеваемости.
Грамматические (классические) школы отбирают наиболее способных детей в возрасте 11-12 лет путем проведения сложных экзаменов «на интеллект». Эти элитные учебные заведения имеют академическую направленность: программа предусматривает изучение естественных наук, истории, классических и современных иностранных языков. Грамматические школы обыкновенно занимают первые места в государственных рейтингах образования; их выпускники готовы к поступлению в лучшие университеты или трудоустройству в финансовых учреждениях, СМИ, офисах строительных и промышленных компаний.
В 1940-50-х годах в Великобритании насчитывалось свыше 1300 школ «классического» образца. В 1960-х годах лейбористское правительство, руководствуясь идеалами эгалитаризма, приступило к постепенному сокращению числа грамматических школ и развитию системы общих средних учебных заведений. В 1970-х годах этого курса последовательно придерживалась Маргарет Тэтчер, а в 1998 году увеличение числа «селективных» грамматических школ было законодательно запрещено лейбористским правительством Тони Блэра в рамках курса на сокращение социального неравенства. На сегодняшний день в Великобритании существует 163 школы так называемого «классического образца», и спрос на обучение в них чрезвычайно высок. Как считает Тереза Мэй, «запрет на открытие новых грамматических школ ограничивает развитие талантливых детей».
Сами же британские эксперты открыто говорят, что за последние 30 лет в результате того, что господствовать стала модная политика политкорректности, государственные школы попросту превратились в инструмент для прививания элементов социальной дисциплины. Эксперты замечают, что при этом качество подготовки по ряду ключевых предметов, прежде всего математики и английского языка, серьезно пострадало. Другими словами, произошло усреднение школьного образования и образованности в худшем смысле этого слова — по наименьшему общему знаменателю. Британское экспертное сообщество и преподаватели солидарно признают, что молодому поколению британцев все сложнее и сложнее, а иногда и просто невозможно конкурировать на рынке труда с гражданами других стран Евросоюза, Европы в целом и не только.
Британские наблюдатели отмечают, что план нового премьер-министра является по сути признанием того, что проблема качества образования на сегодняшний день является одним из ключевых факторов будущего развития Великобритании.
Однако при этом, эксперты обращают внимание на то, что риторика Терезы Мэй совсем не близка значительной части британцев. Именно поэтому в медийных ресурсах разгорелась напряженная дискуссия вокруг, казалось бы, правильной и своевременной инициативы премьер-министра.
Издание Guardian обвиняет Терезу Мэй в «желании повернуть время вспять». Критики реформы, среди которых бывшая министр образования Никки Морган (Nicky Morgan), уверены, что снятие запрета на открытие грамматических школ перечеркнет все успехи последних десятилетий в плане повышения качества образования (правда, в чем состоят эти успехи, не говорится). В частности, подчеркивается, что отбор по успеваемости делит детей на «успешных» и «неудачников», сокращает шансы последних на получение качественного образования и, как следствие, «цементирует» социальный разрыв в обществе, который, заметим, каким был, таким и остался.
В доказательство приводятся результаты исследования, проведенного профессором экономики Бристольского университета (Bristol University) Симон Берджессом (Simon Burgess), свидетельствующие, что селективное образование не помогает в создании условий социальной мобильности. Напротив, в тех регионах Великобритании, где существует разделение на грамматические и общие школы, уровень экономического неравенства выше, чем в среднем по стране.
Скептики также отмечают, что возвращение к классическому школьному образованию «для избранных» опасно в современном обществе, где наблюдается растущий спрос на интеллектуальный труд во всех секторах экономики.
В то же время сторонники реформы уверены, что увеличение числа грамматических школ, которые сейчас неравномерно распределены по территории страны и в которые невероятно сложно попасть, позволит уравнять шансы для всех талантливых детей, вне зависимости от их социального положения и места жительства. Как признает сама Тереза Мэй, сегодня стоимость жилья вокруг наиболее престижных городских академий достигла астрономических высот: богатые родители всеми средствами добывают своим детям правильную «прописку» для того, чтобы их приняли в хорошую школу. То есть, даже в нынешней «эгалитарной» системе образования, безусловно, присутствует неофициальный элемент селекции по уровню доходов.
Кроме того, увеличение числа грамматических школ позволит отдать им на попечение целый ряд общих средних школ с низкой успеваемостью. Газета Sunday Times рассказывает о том, как в Бирмингеме пять грамматических школ, две частные школы и одна государственная академия, объединенные в Фонд имени Короля Эдуарда VI (King Edwards’s foundation — вспомним «Принца и нищего» Марка Твена), взяли шефство над «неуспевающей» академией Шелдон Хит (Sheldon Heath Academy). В ближайшие планы фонда входит создание школьного треста для кураторства еще целого ряда местных школ. Как уверяют специалисты, эту схему можно успешно воспроизводить по всей Великобритании.
Бывший министр образования (1986-1989 годы) Кеннет Бейкер (Kenneth Baker) приветствует предложение Терезы Мэй по созданию грамматических школ с более гибкой системой экзаменов и привлечению университетов к системной работе со школьниками. В своей статье в газете Daily Telegraph он отмечает, что классические школы — лишь один шаг на пути к построению современной системы государственного образования. По его мнению, новые профессионально-технические навыки, такие, как ИТ, программирование, инженерное дело, 3D-дизайн и печать, технологии в области виртуальной реальности и другие, могли бы массово преподаваться в технических школах при вузах.
Очевидно, что озвученные Терезой Мэй планы вызваны прежде всего падением общего уровня школьного образования в стране и, как следствие, качества человеческого капитала — главного ресурса развития. С учетом Брэксита, требующего мобилизации всех национальных ресурсов, в здешних правящих кругах существуют опасения, что британская молодежь в конце концов окажется неконкурентоспособной. Отсюда и стремление исправить ситуацию с помощью столь кардинальных и неоднозначных шагов и уже сейчас создать задел на будущее вне ЕС. При этом, разумеется, успех отнюдь не гарантирован. По крайней мере, верно определен тот общественный институт, где закладываются основы будущей конкурентоспособности страны, а именно — в школе.