Нарисованная буква «м» — первая буква арабского слова mukawama, что означает сопротивление — была частью кампании Китаб аль-Мосул, подпольной оппозиционной группы в северном иракском городе, которая опубликовала видео с подробным описанием их действий в этом месяце. «Исламское государство» (запрещенная в России террористическая организация) отреагировало жестоко и казнило трех молодых людей, которых обвинили в причастности к этому поступку. Боевики выпустили собственное видео, на котором мужчина в оранжевом комбинезоне стоит на коленях, а затем его убивают выстрелом в голову. Буква «м» была на стене позади них, указание на предполагаемое преступление. Баллончик с краской лежал на земле за ними, в луже крови. В последние месяцы «Исламское государство» осуществило больше подобных арестов и казней, это признак отчаяния, они столкнулись с перспективой потерять Мосул, говорят в городе. Мосул — самый крупный город под контролем «Исламского государства» и занимает центральное место в их планах по восстановлению исламского халифата. Мосул пал в июне 2014 года, и спустя месяц в мечети появился Абу Бакр аль-Багдади и призвал мусульман следовать за ним. Повторный захват города станет значительным шагом, он поможет лишить «Исламское государство» территории и заставит группу снова восстать, говорят американские и иракские чиновники. Это только вопрос времени, добавляют они.
«Сейчас они осуществляют аресты без каких-либо расследований, чего не делали раньше», — сказал шейх Мохаммед аль-Джарба, лидер группы в городе, который, по его собственным словам, регулярно общается с местными жителями. «Я знаю, что они роют новые окопы вокруг города», — рассказал он. «Они никогда не прекращали их копать». Интернет-подключение в домах в Мосуле запрещено в течение последних двух месяцев, поскольку «Исламское государство» пытается предотвратить утечку информации о своих позициях. Сотовые сети были отключены в течение полутора лет. Тем не менее, работают некоторые участки телефонной сети, и те, у кого есть родственники в Мосуле, иногда получают сообщения от своих близких, что позволяет им узнавать новости о жизни в городе. Нет точных данных о количестве гражданских лиц, которые остаются в городе, но Организация Объединенных Наций заявила, что во время наступления Мосул и его окрестности могли покинуть более миллиона человек. Некоторые иракские официальные лица и родственники жителей говорят, что эта цифра может быть еще выше, потому что тысячи людей прибыли в Мосул после наступлений на другие территории «Исламского государства».
Атил аль-Нуджаифи, бывший губернатор провинции, который в настоящее время находится в северном городе Эрбиль, сказал, что перемещенные лица прибыли из разных районов, в том числе, Кайяры, которую иракские войска повторно захватили в этом месяце. Некоторые гражданские лица из, в основном, суннитских районов опасаются того, как к ним будут относиться силы безопасности после повторного захвата территории; другие либо симпатизируют группе, либо просто спасались от боевых действий и бежали в любом направлении. Нуджаифи сказал, что люди прибыли из таких далеких регионов, как Манбидж в Сирии, который месяц назад повторно захватили поддерживаемые США повстанческие силы. Присутствие большого количества гражданского населения осложняет наступление, которое, как ожидается, будет в значительной степени полагаться на поддержку коалиции с воздуха. Иракское правительство и гуманитарные учреждения также пытаются подготовиться к массовому бегству, но предупреждают, что у них не хватает ресурсов. Бывшая жительница города Мосул сказала, что «Исламское государство» захватывает пустые дома, чтобы разместить перемещенных лиц, они захватили и дом ее бабушки, которая покинула город. Число людей значительно увеличилось«, — сказала она, добавив, что ее друзья и родственники говорят, что там проходят «кампании по обыску домов». «Они параноики, число обысков гораздо больше, чем раньше», — сказала женщина, которая сейчас живет в иракском городе Дахук, и чье имя не названо из соображений безопасности. На том же видео «Исламского государства», которое демонстрирует казнь предполагаемых «художников», группировка также казнила трех мужчин, которых обвинила в шпионаже.
«Отправляйте своих агентов и шпионов; наши мечи готовы и жаждут их крови», — сказал боевик, обвиняя мужчин в том, что они были «глазами Америки». По оценкам армии США, в Мосуле остаются от 3000 до 4500 боевиков. За последние два месяца во время осуществления авиаударов под руководством США, только в Мосуле были убиты 12 лидеров «Исламского государства», сказал на недавнем брифинге полковник Джон Дорриан, представитель коалиции. «Эти удары оказывают разрушительное воздействие на противника и его контроль над территорией, что имеет важное значение при определении условий для освобождения Мосула», — сказал он. Некоторые чиновники говорят, что люди, которые сотрудничали с «Исламским государством», пытаются перейти на другую сторону. «Их собственные члены пытаются отречься от них», — сказал Абубак Кби, глава суннитских вакуфов в Мосуле — официальных представителей своих мечетей. Несмотря на то, что мечети контролирует «Исламское государство», он говорит, что по-прежнему общается с людьми в городе и слышал, что члены «Исламского государства» хотят покинуть группировку. Бывшая жительница также сказала, что аресты большей частью направлены на бывших офицеров, служивших в армии при Саддаме Хусейне. «Они знают, что эти люди по-прежнему могут иметь связи в армии, и боятся, что они будут сотрудничать с армией или восстанут против них», — сказала она.
Другой житель, который бежал из Мосула, но все еще поддерживает связь со своим братом в городе, подтвердил, что объектом преследования стали бывшие офицеры. Один из его дальних родственников — бывший офицер армии — был без причины арестован пять дней назад, сказал он. «Все бывшие офицеры — они нацеливаются на них и членов их семей», — сказал он. Нуджаифи сказал, что есть также признаки смятения в рядах «Исламского государства», внутри группировки процветает коррупция. Несмотря на запрет выезжать из города, некоторые жители смогли сбежать, заплатив большие взятки.
Тем не менее, у многих из них для этого нет средств. Для них это игра в ожидание. «Они говорят, что даже если их дома будут разрушены, в конце, это будет того стоить», — сказала женщина в Дахуке. «Возможно, они слабее, но „Исламское государство“ может нанести сильный удар, и они гораздо более жестокие, чем вы можете себе представить».