Более 20 лет боевые самолеты США и их европейских союзников практически владели небом. Теперь же Россия и Китай тратят большие средства на новые виды вооружений, стремясь бросить вызов этому превосходству и подстегивая новую гонку вооружений.
В предстоящие несколько лет ожидается появление новых образцов как авиационной, так и зенитно-ракетной техники. Такая работа по модернизации проводится в момент, когда Москва демонстрирует силу в горячих точках в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а Пекин делает то же самое в Южно-Китайском море. В связи с этим военное командование западных стран настаивает на безотлагательном строительстве боевых самолетов нового поколения.
«Самая настоятельная проблема для ВВС США — это появление равных по силам соперников, обладающих современным военным потенциалом, который не уступает нашему», — заявил в июне перед вступлением в должность начальник штаба ВВС США генерал Дэвид Голдфейн (David Goldfein), выступая перед законодателями.
Спустя два месяца ВВС США сертифицировали свой новый единый ударный истребитель F-35. Этот самолет, обладающий характеристиками малозаметности, был создан специально для нанесения ограниченных высокоточных ударов, которые стали отличительной чертой боевых действий Запада с тех пор, как НАТО в 1990-х годах начала бомбардировки в Боснии.
F-22, который называют «Феррари» среди боевых самолетов, это пока относительно новая машина, начавшая поступать на вооружение в 2005 году. Он предназначен для уничтожения самолетов противника во время полета на скорости, вдвое превосходящей скорость звука. Недавно он стал бомбардировщиком, и к тому же сегодня обладает возможностями для сбора разведывательной информации над территорией противника.
Однако более 75% американских истребителей из эпохи 1970-х годов. F-15 летают в составе ВВС с 1975 года. Нашедший широкое применение F-16 находится на вооружении с 1979 года, а F/A-18 ВМС США был впервые передан в войска в 1978 году.
Эти старые самолеты также составляют основу ВВС многих азиатских и европейских стран-союзниц наряду с более современными истребителями типа французского Rafale и Eurofighter.
Россия планирует принять на вооружение свой первый истребитель-невидимку Т-50 в 2018 году. Этот двухмоторный самолет должен стать высокоманевренной машиной, оснащенной самой современной электроникой, позволяющей обнаруживать противника на большом расстоянии.
Между тем, Москва направила свои новейшие боевые самолеты, такие как бомбардировщик Су-34 и истребитель Су-35, в Сирию. Получить комментарии на эту тему в российском Министерстве обороны не удалось.
Китай издавна делает ставку на российские модели, либо используя более старые конструкции, либо создавая новые по лицензии. Ситуация начинает меняться с появлением новых проектов. ВВС КНР «быстро ликвидируют отставание от западной авиации по широкому кругу боевых и технических характеристик», заявил в этом году Пентагон в своем ежегодном анализе китайской армии.
Китайский J-20, который напоминает американский F-22, начал полеты в 2011 году, хотя на вооружение эта машина не принята до сих пор. Год спустя Пекин приступил к летным испытаниям FC-31, внешне похожего на американский F-35.
Китайское Министерство обороны в своем ответе на доклад Пентагона, выразило «резкое недовольство и решительный протест», обвинив США в «неподобающих комментариях» по ряду вопросов, в том числе, и о разработке оружия в КНР.
США до сих пор обладают преимуществом, имея действующие самолеты, которые способны уклоняться от РЛС противника. Между тем, Россия и Китай такие машины пока только разрабатывают. Но обеспокоенность вызывают не только новые самолеты.
Китай и Россия принимают на вооружение более современные зенитно-ракетные комплексы. Как заявляет Москва, ее новая система С-400 может сбивать самолеты противника на расстоянии до 380 километров, что вдвое больше, чем раньше.
В августе российское Министерство обороны объявило о развертывании данного комплекса в присоединенном Крыму, несмотря на эскалацию напряженности с Украиной. Москва также намерена продавать свои новые системы ПВО за рубеж.
«Это очень серьезно осложняет проведение любых военных операций», — сказал генерал-лейтенант ВВС США в отставке Дэвид Дептула (David Deptula).
Китай в этом году разместил свои зенитно-ракетные комплексы HQ-9 на Парасельских островах в Южно-Китайском море, на которые также претендует Вьетнам.
Для противодействия этим новым угрозам ВВС США в своем недавнем анализе боевых потребностей порекомендовали принять на вооружение ракеты большой дальности или иное оружие, позволяющее действующим самолетам наносить удары по целям, находясь за пределами досягаемости оборонительных средств противника.
Как заявил в июле на авиашоу в Англии генерал Герберт Карлайл (Herbert J. Carlisle), возглавляющий авиационное боевое командование ВВС США, сейчас уже ведется работа по созданию новых самолетов с целью выпуска к 2030 году модернизированной модели.
В мае ВМС США приступили к рассчитанному на полтора года анализу по вопросу замены своего многоцелевого самолета F/A-18E/F Super Hornet. Принять новый образец на вооружение планируется примерно в 2035 году.
Пентагон пока не определился окончательно с тем, что он хочет от нового самолета. Но такие производители как Boeing Co., Lockheed Martin Corp. и Northrop Grumman Corp. уже начали распространять футуристические картинки такой машины. BAE Systems заявляет, что у нее есть небольшая группа инженеров, которая занимается теми же самыми вопросами в интересах Великобритании. Об этом сообщил исполнительный директор военного подразделения этой британской компании по производству вооружений Крис Бордман (Chris Boardman).
Некоторые американские законодатели и специалисты призывают ВВС возобновить производство истребителя F-22, которое было прекращено в 2012 году, установив на нем новую электронику, позволяющую эффективно противодействовать постоянно совершенствующимся средствам ПВО противника.
Европейские министерства обороны, в том числе, британское, недавно приступили к рассмотрению концепции нового боевого самолета, сообщил Дуглас Барри (Douglas Barrie), работающий старшим научным сотрудником по вопросам военного авиастроения в лондонском Международном институте стратегических исследований. Он объяснил это «агрессивностью России в Восточной Европе» и тем, что она закупает все более совершенные боевые самолеты.
Министерство обороны Великобритании сообщило о своих планах по созданию ряда новых образцов «более зрелой» техники во взаимодействии с США и Францией. Оно закупает F-35, но одновременно с этим проводит собственную работу.
Германии тоже нужен новый боевой самолет на смену Tornado, который был создан совместно с Италией и Британией, и поступил на вооружение люфтваффе 37 лет назад.
По данным прошлогоднего доклада немецкого Министерства обороны, Берлин рассматривает пилотируемый и беспилотный варианты. Пресс-секретарь министерства сказала, что требуемые характеристики пока только анализируются, как и будущая картина угроз.
Париж работает над новыми концепциями совместно с Британией, но кроме этого планирует модернизировать свой самолет Rafale, дабы он соответствовал усиливающимся угрозам. Об этом рассказала пресс-секретарь французского Министерства обороны.
Сравнивая разные истребители
Ведущие державы мира в попытке сохранить боевое преимущество в воздухе над вероятным противником разрабатывают новые, более современные боевые самолеты.
Как быстро они могут это сделать и как далеко продвинутся в своих усилиях?
Реактивные самолеты оцениваются по скорости и максимальной дальности.
F-22 (США)
Максимальная скорость: М=1,7.
Дальность: 3220 км.
F-35 (США)
Максимальная скорость: М=1,6.
Дальность: 2220 км.
Eurofighter (Европа)
Максимальная скорость: М=2,0.
Дальность: 2960 км.
Rafale (Франция)
Максимальная скорость: М=1,8.
Дальность: 3120 км.
Т-50 (Россия)
Максимальная скорость: М=2,0.
Дальность: 3980 км.
Вооружение
F-22
Возможная боевая нагрузка: одна пушка, шесть ракет «воздух-воздух» средней дальности и две ракеты «воздух-воздух» малой дальности, либо шесть 900-килограммовых бомб и четыре ракеты «воздух-воздух».
F-35
Возможная боевая нагрузка: две ракеты «воздух-воздух» средней дальности и две 450-килограммовые бомбы.
Eurofighter Typhoon
Возможная боевая нагрузка: одна 27-мм пушка, шесть ракет «воздух-воздух» средней дальности, две ракеты «воздух-воздух» малой дальности и три подвесных топливных бака.
Rafale
Возможная боевая нагрузка: одна 30-мм пушка, 16 220-килограммовых бомб, две ракеты «воздух-воздух» и два топливных бака.
Т-50
Возможная боевая нагрузка: одна пушка и восемь ракет «воздух-воздух» средней дальности.
Принятие на вооружение ожидается в 2018 году.
J-20 (Китай)
Максимальная скорость: неизвестна.
Дальность: неизвестна.
Возможная боевая нагрузка: шесть ракет «воздух-воздух».
На вооружение не принят.