Русские бомбардировщики с отключенными транспондерами пролетели прямо под пассажирским самолетом компании Icelandair, который направлялся из Исландии в Стокгольм.
Как сообщают источники НАТО, после инцидента в воздухе несколько стран подняли по тревоге свои истребители, чтобы определить, какому государству принадлежат стратегические бомбардировщики.
«Те русские самолеты явно не хотели, чтобы их заметили. Конечно, это риск», — заявил Ян-Улов Берглинг (Jan-Olov Bergling), директор Шведской авиационной ассоциации.
В прошлый четверг с принадлежащим Icelandair лайнером Boeing 757, следовавшим по маршруту из Рейкьявика в Стокгольм, внезапно связались исландские авиадиспетчеры. Они сообщили о двух неизвестных самолетах на расстоянии восьми миль. Выглянув в окно, капитан увидел два российских бомбардировщика.
«Исландское управление воздушного движение информировало капитана судна о двух неизвестных самолетах как раз перед тем, как он сам увидел два российских военных самолета с юга», — рассказывает директор по связям с общественностью Icelandair Гудьон Арнгримссон (Gudjon Arngrimsson).
Как пишет исландская газета Morgunbladid, самолеты пролетели под пассажирским лайнером на расстоянии соответственно 1,8 и 2,5 тысячи метров. Их транспондеры были выключены. Кроме того, они не передавали информацию о своем маршруте в необходимые инстанции, отмечает газета, добавив, что инцидент произошел в «в зоне ответственности Исландии».
Могли иметь ядерное оружие
Транспондеры автоматически отвечают на запросы радаров и предоставляют данные о местоположении, национальной принадлежности, скорости и высоте воздушного судна. Когда транспондеры отключены, самолет крайне сложно обнаружить, он становится почти невидимым.
«Они предпочли отключить свои сигналы, так что вся наша противоаварийная система не работала. Даже если бы они не смогли удерживать расстояние, мы не получили бы никаких предупреждений», — сказал пилот в комментарии Morgunbladid.
Источник в НАТО, пожелавший сохранить анонимность, сообщил, что стратегические бомбардировщики прежде были замечены к северо-востоку от берегов северной Норвегии. Оттуда начинался их маршрут, ведущий вдоль побережья французской Атлантики к Бискайскому заливу и обратно.
Без комментариев
Несколько стран-членов НАТО — Великобритания, Норвегия, Франция и Испания — успели поднять по тревоге свои истребители, чтобы идентифицировать и сфотографировать русские самолеты.
«Мы обнаружили два русских Blackjack (Ту-160 по кодификации НАТО — прим. пер.) и сопровождали их до границы области британских интересов», — заявило министерство обороны Великобритании в комментарии по поводу инцидента.
Источник Aftonbladet в НАТО пояснил, что Ту-160 — это тяжелые стратегические сверхзвуковые бомбардировщики, способные принимать на вооружение ракеты с ядерным боезарядом.
Самолеты все время находились в международном воздушном пространстве, но не входили в контакт с управлениями воздушного движения ни в одной из пролетаемых стран. Также они не предоставили план своего маршрута.
Вечером в понедельник компанию Icelandair попросили пояснить, как это событие может повлиять на авиабезопасность, но компания отказалась давать комментарии. Вместо этого директор по связям с общественностью Гудьон Арнгримссон сослался на министерство иностранных дел, которое сделало заявление по инциденту для исландской прессы. Как говорится на сайте mbl.is, Исландия несколько лет заявляла о рисках в связи с российскими военными самолетами, летающими вокруг страны с выключенным идентификационным оборудованием. Последний инцидент заставил страну передать российским властям очередной протест, пишет газета.
«Совершенно излишне»
Директор Шведской авиационной ассоциации Ян-Улов Берглинг считает, что поведение российских пилотов представляет собой угрозу безопасности.
«Основополагающее правило любых перелетов — возможность видеть окружающих и самим быть увиденными. Те русские самолеты явно не хотели, чтобы их заметили. Конечно, это риск. В любом случае, это вызывает беспокойство», — считает он.
— Насколько велик этот риск? Возможно ли столкновение?
«Нет, это вряд ли возможно. Русские пилоты тоже хотят жить. Но провокации подобного рода совершенно излишни», — уверен Ян-Улов Берглинг.