В беседе с Польским агентством печати (PAP) представитель российского «Росатома» Дмитрий Суханов заявил: «концерн не исключает участия в польском тендере на строительство атомной электростанции, если такой тендер будет объявлен. (…) Польша может также выгодно импортировать электроэнергию Калининградской АЭС» (ее строительство заморозили в 2013 году, — Defence.24). Как следует понимать эти слова российского менеджера?
Гигант атомной отрасли, корпорация «Росатом», вновь наращивает свою активность в Польше. При правительстве Донльда Туска (Donald Tusk) россияне лоббировали создание энергетического моста между нашей страной и Калининградской областью, в которой строилась атомная электростанция. Ее мощность превосходила локальные потребности, так что энергия предназначалась на экспорт. Идея была проста: отправлять дешевую энергию в страны Балтии, Польшу и Германию. Варшава и Вильнюс отнеслись к этим планам скептически, опасаясь, что они послужат очередным инструментом для укрепления энергетической зависимости или шантажа, который будет использовать Кремль. Такой подход оказался очень осмотрительным, он привел к тому, что в 2013 году строительство АЭС в Калининградской области заморозили. Осмотрительным, поскольку уже годом позже, в 2014, российская аннексия Крыма показала, что Россия и связанные с ней компании непредсказуемы.
Что можно констатировать сейчас совершенно определенно, так это заметную активизацию россиян, которые недавно приглашали польских журналистов посетить форум «Атомэкспо-2016» в Москве. Сам Дмитрий Суханов, в свою очередь, посетил Экономический форум в Крынице. Нашему порталу поступило предложение взять у него интервью в ходе этого события. Мы отказались от такой возможности, поскольку россиянин хотел полностью контролировать этот разговор. Иными словами, россияне приступили к активной лоббистской акции в Польше, и избрали четкую коммуникационную стратегию, которую они, как показывают сообщения Агентства печати, претворяют в жизнь.
Почему российский гигант подчеркивает возможность своего участия в тендере на строительство АЭС? Ответ кажется простым. Такой шаг может создать большие проблемы для польского руководства: в большинстве тендеров ключевым критерием выступает цена, а россияне могут обратиться к шагам, балансирующим на грани демпинга. Если они создадут консорциум с какой-нибудь польской компанией, варшавские власти окажутся по политическим причинам в крайне затруднительном положении (похожую ситуацию мы наблюдали в Чехии с АЭС «Темелин»). О том, что такие возможности у них есть, свидетельствуют сигналы о «заинтересованности польских компаний строительством АЭС в Калининградской области».
Привлекает внимание также затронутая Сухановым тема поставок энергии из Калининградской области. Компания «Польские энергетические сети» (PSE) намеревается в ближайшие годы запустить линию Козенице — Сельце (2017) и Козенице — Олтажев (2019). Они позволят направить все мощности электростанции Козенице через варшавский узел на северо-восток Польши, что даст возможность не только повысить надежность поставок в столицу, но и направить энергию в регионы, где ощущается ее дефицит (северная Мазовия, Варминьско-Мазурское и Подляское воеводство). Это очень важно, поскольку туда через электроэнергетическую смычку с Литвой (так называемый LitPol Link) во все больших объемах поступала энергия из Калининградской области. В долгосрочной перспективе это могло привести к появлению нового инструмента энергетического давления на Польшу. Между тем консорциум, занимающийся строительством линии Козенице — Олтажев заявляет, что задержка в реализации инвестиции может составить полтора года. В консорциум входит хорватско-российская компания Dalekovod…