Nasz Dziennik: В понедельник польские службы безопасности задержали россиянина, который управлял дроном, летавшим над зданиями Министерства обороны, канцелярии премьера и Бельведерским дворцом. Что это было?
Ромуальд Шереметьев (Romuald Szeremietiew): Пока у нас мало сведений, чтобы об этом говорить. К сожалению, намного больше деталей не будет, поскольку речь идет о важной сфере, касающейся государственной безопасности, однако, это в любом случае опасный сигнал. Инцидент показывает, что такой дрон может появиться в крайне важном с точки зрения безопасности пространстве — над канцелярией премьера, то есть в месте, где проходят заседания правительства. Напрашивается вопрос: что же на самом деле произошло? Пытаясь на него ответить, мы можем лишь строить предположения.
— Давайте попробуем это сделать.
— Это могла быть как хулиганская выходка, так и продуманная запланированная акция, призванная создать в Польше нервную тревожную атмосферу. Это может быть раздражающий шаг, который нацелен на усиление напряженности, ощущения угрозы. Вариантов много, но обладая лишь обрывками информации, сложно сказать, с чем мы имели дело.
— То есть инцидент может быть провокацией со стороны России?
— Разумеется, он может быть провокацией, только Россия в этом не признается. Но раз дроном управлял россиянин, что, как я понимаю, уже выяснили, можно полагать, что это определенная форма провокации. Создавшаяся в польско-российских отношениях напряженность сохраняется, а действия Москвы и подливание масла в огонь этой напряженности, вроде произошедшего инцидента, демонстрируют, что она не исчезнет. Это старый и излюбленный метод Кремля, который он использует в отношении Польши: создание напряженности, нервной атмосферы. Ничего большего россияне, к счастью, сделать нам не могут.
— Да, это не первый такого рода инцидент, но учитывая место событий, он должен заставить польские спецслужбы задуматься. Напомню, что в августе этого года в Калининградской области вдоль польско-российской границы с неизвестной целью начали строить забор. Провокационные действия мы наблюдали также в апреле этого года в международных водах Балтийского моря, когда российские боевые самолеты несколько раз пролетели поблизости от американского эсминца. Наконец, мы все чаще становимся свидетелями провокационных или, скорее, демонстративных шагов, связанных с масштабными военными учениями вблизи от польской границы. Это опасные действия, которые призваны вывести нас из равновесия.
— Какие могут быть последствия у таких эпизодов, ведь современный дрон может в том числе служить оружием?
— Конечно, при помощи дрона можно делать многое. Это может быть простым хулиганством, но может — и разведывательной операцией, связанной с прослушкой или видеонаблюдением. В современном мире дроны используются для разведки, но их применяют также для разного рода атак. Вопрос таков: был ли дрон, изучавший пространство над такими важными объектами, как Министерство обороны или канцелярия премьера, оснащен каким-то оборудованием, какие материалы в нем находились? Этого мы пока не знаем и, скорее всего, не узнаем.
— Правила движения воздушного транспорта накладывают много запретов и ограничений на перемещение в пространстве над такими объектами.
— Да, поэтому ситуацию заметили, а объект обнаружили и нейтрализовали. Кроме того недавно появились новые нормы для обеспечения безопасности аэропортов. Ведь дрон, появляющийся над взлетной полосой, создает огромную опасность и может привести к большим проблемам при столкновении с самолетом.
— Как, на ваш взгляд, должны отреагировать на этот инцидент польские службы безопасности?
— Соответствующие органы, как полиция или Агентство внутренней безопасности, должны установить все детали этого происшествия. Насколько мне известно, российский гражданин, который управлял дроном, задержан, а аппарат изъят. Гражданин РФ наверняка услышит обвинения в нарушении польского авиационного законодательства. Следующие шаги будут зависеть от деталей, которые сейчас выясняются: что было в дроне, кем был этот россиянин, действовал ли он в одиночку или по какому-то заказу. Это позволит установить цель такого рода действий. Из этого события также нужно будет извлечь соответствующие выводы, чтобы такие ситуации не повторялись в будущем. Тут мы касаемся вопросов охраны не только территорий аэродромов, но и важных государственных объектов. Игнорировать такие случаи, безусловно, нельзя.
— Благодарю за беседу.