Вчера, 27 сентября, предприниматель и миллиардер Илон Маск (Elon Musk) рассказал о своих планах по отправке людей на Марс. И речь идет не о нескольких астронавтах: он планирует отправить туда много людей. В своем докладе, в котором соединились презентация чисто научных данных и откровенная научная фантастика, Маск рассказал о том, как на Марс будут отправляться целые флотилии космических кораблей с сотнями колонистов на борту и как эти люди будут жить в пыльных безвоздушных пустынях, где мы, очевидно, очень скоро построим ядерные реакторы и создадим искусственные магнитные поля.
Многие, возможно, отвергнут большую часть того, о чем говорил Маск, назвав это несбыточными мечтами богатого человека. Нам показали множество изображений ракет и даже рассказали о том, что стоимость билета на Марс будет относительно доступной. («Она будет примерно равна средней стоимости дома в США».) Однако когда речь зашла о жестких сроках и конкретных шагах, направленных на реализацию планов по межпланетной миграции, Маск не сказал почти ничего значимого. В первую очередь мы до сих пор не знаем, кто будет платить за все это.
Пока нам известно следующее: главная цель SpaceX в краткосрочной перспективе — отправка роботизированных посадочных модулей на Марс в течение следующих нескольких лет — несомненно, достижима. Мы также знаем, что Межпланетная транспортная система (Interplanetary Transport System), о которой Маск подробно рассказал вчера, не сможет материализоваться без гигантских объемов финансовой и технической помощи со стороны международного сообщества.
«Я считаю, что SpaceX действительно сможет отправить капсулу „Дракон“ в 2018 или в 2020 году», — сказала Бобби Браун (Bobby Braun), профессор космических технологий в Технологическом институте Джорджии (Georgia Institute of Technology).
Как представители SpaceX заявили в апреле, компания намеревается начать запуск на Марс миссий «Красный дракон» без экипажей уже в конце 2018 года. Каждая из этих миссий будет включать в себя ракету Falcon Heavy — улучшенная версия ракеты-носителя Falcon 9, которую SpaceX планирует выпустить в следующем году — и роботизированную капсулу «Дракон-2», созданную на основе капсулы «Дракон», которую SpaceX разрабатывает в рамках программы НАСА.
«План заключается в том, чтобы отправить на Марс „Дракон-2“ через несколько лет и еще одну капсулу в 2020 году», — сказал Маск во время выступления. «Мы хотим добиться устойчивого ритма отправки миссий», — добавил он, имея в виду стартовое окно, которое возникает каждые 26 месяцев, когда расстояние между Землей и Марсом минимально.
Главная задача миссий «Красный дракон» будет заключаться в проверке и усовершенствовании реактивных технологий, используемых для входа в атмосферу Марса, для спуска к его поверхности и мягкой посадки. Во всех роботизированных миссиях, отправлявшихся к поверхности Марса до настоящего момента, использовались парашюты, которые должны были замедлять их спуск через атмосферу Марса. «Дракон-2» станет самым тяжелым объектом, созданным человеком, который опустится на поверхность Красной планеты — именно поэтому ему понадобятся гораздо более мощные тормоза. Несомненно, SpaceX намеревается использовать свою реактивную систему торможения, чтобы в будущем сделать возможными гораздо более амбициозные миссии на Марс с экипажами на борту, для которых, судя по тому, что мы услышали вчера, понадобятся огромные по современным меркам космические корабли.
Пока неясно, сколько миссий «Красный дракон» без экипажей SpaceX надеется отправить на Марс. Неясно также и то, сколько будут стоить эти пробные межпланетные миссии. В июле Джим Рейтер (Jim Reuter), заместитель администратора программ в области космической техники дирекции НАСА, сообщил изданию Space Policy News, что, по его оценкам, SpaceX потратит на эту программу около 300 миллионов долларов.
НАСА тоже внесет свой вклад в миссии «Красный дракон», в основном в форме инженерного консультирования, которое Рейтер оценил примерно в 32 миллиона долларов за четыре года. В обмен на консультации и коммуникационное обеспечение во время роботизированных миссий SpaceX на Марс, это космическое агентство получит возможность пользоваться ценными данными полетов, которые будут собраны во время входа «Дракона-2» в атмосферу Марса, его снижения и приземления. Эти данные нужны агентству для того, чтобы разработать свою собственную стратегию по отправке людей на поверхность Красной планеты в 2030-х годах.
В настоящий момент сроки и стоимость миссий «Красный дракон» выглядят вполне осуществимыми и посильными — если SpaceX быстро оправится от недавней катастрофы со взрывом на стартовой площадке, она вполне сможет попасть в окно запуска в 2018 году. «Несомненно, с технической точки зрения все это осуществимо — любой человек, у которого есть деньги, может отправить что-нибудь на Марс», — сказал высокопоставленный чиновник аэрокосмической индустрии, пожелавший сохранить свое имя в тайне.
Однако скачок от небольших роботизированных миссий до Межпланетной транспортной системы, способной отправлять на Красную планету тысячи поселенцев, будет чрезвычайно сложным и дорогостоящим. Эта транспортная система, в которой соединяются гигантская ракета «нулевой гравитации» с не менее грандиозным космическим кораблем, способным взять на борт «как минимум 100 пассажиров», оказалась в центре вчерашнего доклада Маска. Однако он признал, что этого может и не произойти.
«Несомненно, профинансировать это смелое начинание будет крайне сложно, — сказал Маск. — Сейчас мы стараемся добиться максимального прогресса с теми ресурсами, которые есть в нашем распоряжении, и продолжать двигаться вперед».
Если у нас и были какие-то сомнения в том, что SpaceX и вся карьера Маска должны были привести к такому видению, то вчера они рассеялись. Этот миллиардер не просто рассчитывает на будущую прибыль своей компании — «запуск спутников и обслуживание космической станции» — чтобы профинансировать космическую диаспору человечества: у этого продавца электромобилей, по всей видимости, нет иной мотивации для накопления личного состояния.
Но даже если Маск потратит все свое состояние на строительство самой большой ракеты в истории — стартовый ускоритель диаметром в 12 метров, космический корабль диаметром в 17 метров и корпусом длиной в 122 метра — сейчас трудно поверить в то, что его средств хватит на создание более одного прототипа. Ему нужна помощь со стороны либо венчурных инвесторов, либо правительственных космических агентств. НАСА могло бы стать партнером SpaceX, но пока агентство не торопится заявлять о своей готовности поддержать колониальные амбиции Маска иначе, чем добрыми пожеланиями, молитвами, смехом и слезами.
«НАСА аплодирует всем тем, кто стремится сделать следующий гигантский шаг и приблизить возможность полета на Марс, — отметил представитель НАСА в электронном письме. — Мы очень рады тому, что мировое сообщество стремится справиться с трудностями на пути к постоянному присутствию людей на Марсе».
Как насчет гигантской ракеты? «Это инициатива SpaceX, находящаяся в фазе концептуальной проработки, — отметил представитель космического агентства. — По мере ее разработки НАСА, возможно, обнаружит элементы, которые нас заинтересуют».
Другими словами, НАСА пока предпочитает наблюдать со стороны и придерживаться позиций здорового скептицизма. И его вряд ли можно винить в этом. В конце концов, НАСА уже пошло на огромный риск, инициировав программу по развитию частных пилотируемых космических кораблей (Commercial Crew Program), в реализации которой они уже отстают как минимум на год.
Даже если SpaceX не удастся добиться поддержки НАСА, возможно, найдется другое космическое агентство, которое решит сделать ставку на устремления миллиардера. Список стран, способных отправлять свои космические аппараты в космос стремительно растет, и новые игроки, такие как Люксембург, уже заявили о своем интересе к рискованным и потенциально очень прибыльным коммерческим предприятиям. Кроме того, всегда есть вероятность того, что какой-нибудь другой амбициозный миллиардер тоже решит вложить свое состояние в идею колонизации Марса.
В случае реализации оптимистичных прогнозов, по словам Маска, мы сможем отправить первых людей на Марс через 10 лет. В реальности SpaceX пока не отправила ни одного человека на орбиту и ни одного космического аппарата к Марсу. Ракеты компании до сих пор время от времени взрываются по неизвестным причинам, а ее руководитель до сих пор не научился делать все в срок.
Было бы восхитительно наблюдать за тем, как SpaceX делает свои первые шаги на пути к Марсу. Однако между программой по разработке частных пилотируемых космических кораблей, миссиями «Красный дракон» и будущим человечества в духе «Звездного крейсера Галактика» остается огромное количество промежуточных шагов и событий, которые Маск обошел молчанием: разработка, строительство и тестирование более крупных и более совершенных ракет, изобретение технологий, необходимых для добычи ресурсов и поддержания жизни на Марсе. Если SpaceX повезет и у нее появятся инвесторы, на преодоление этих препятствий потребуется несколько десятилетий.
Макс вовсе не глуп, и он знает, что ему нужно сделать невозможное, чтобы добиться того, о чем он говорил вчера. Цель его выступления заключалась не в том, чтобы доказать, что SpaceX способна справиться со всеми трудностями самостоятельно, а в том, чтобы убедить мировое сообщество, к этому действительно стоит стремиться.
Возможно, то семя, которое Маск заронил сейчас, станет первым шагом к миллионной колонии людей на Марсе в 2100-х годах. «Моей бабушке 103 года, — сказал Браун. — Она видела, как в небо поднимались первые самолеты, как на улицах начали появляться первые автомобили. Она видела, как люди высадились на Луну и научились лечить неизлечимые прежде болезни. За 100 лет моей бабушке удалось увидеть перемены, настолько же потрясающие, как и то, о чем говорит Илон».