Atlantico: В Англии финансово независимая молодежь в возрасте до 25 лет тратит все меньше на то, чтобы одеваться по моде, предпочитая тратить деньги на повседневные развлечения и отдых. Наблюдается ли что-то подобное во Франции? Откуда такая потеря интереса к моде?
Фредерик Годар: Во Франции расходы на моду стабильные и, по данным Французской федерации женской одежды, составляют в среднем 385 евро за 2015 год при практически идентичных показателях в 2014 году (теракты и теплая погода, вероятно, затормозили рост).
Доля расходов на моду сокращается по ряду причин. Прежде всего, цены на одежду снижаются, и раз потребительский спрос ограничен, рынок перенасыщается. К тому же, стили быстро возвращаются в моду, и это значит, что одежду можно хранить дольше, тем более что ее качество в целом растет. Если прибавить ко всему этому большее внимание к винтажу, получается уменьшение относительной значимости моды. Потребитель покупает меньше одежды, потому что дольше хранит и пользуется ей. Освободившиеся средства переходят в другие статьи затрат вроде телефонии.
Кроме того, стоит отметить, что компаниям все больше свойственно устраивать распродажи, чем пользуются потребители, экономя на этом еще больше денег. В конечном итоге доля моды уменьшается не потому, что люди ориентируются на другие сферы потребления (рестораны или путешествия), а из-за структурного снижения расходов на моду (избыток предложения, медленное обновление гардероба и т.д.).
— Если французы теряют интерес к моде, как они предпочитают сейчас одеваться?
— Нельзя сказать, что молодежь забросила моду, потому что именно она тратит на одежду больше всех. С социологической точки зрения сформировались две достаточно четких тенденции: растущее неприятие быстрой моды по идеологическим (экологическим) соображениям и отчасти получающая отражение в винтаже ностальгия. Однако распространение социальных сетей без конца стимулирует самопрезентацию, так что моде по-прежнему отводится ключевая роль.
— Отражается ли на индустрии сокращение трат французов на моду? Нужно ли предприятиям меняться, чтобы отвоевать рынок? Как этого добиться?
— Относительная потеря позиция моды — это, без сомнения, необратимый процесс, если, конечно, индустрия не рухнет, вызвав подъем цен.
Однако дух моды охватил другие отрасли вроде гастрономии, электроники, автомобилей и, в целом, культурного потребления. В такой перспективе мода стала влиятельнее, чем когда бы то ни было в прошлом, и трудности одежной индустрии не отменяют ее растущего воздействия.