Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как в Грузии принимали Папу римского Франциска

© REUTERS / Osservatore Romano/Handout via ReutersПапа римский Франциск в Халдейской католической церкви в Тбилиси
Папа римский Франциск в Халдейской католической церкви в Тбилиси
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Тбилисском аэропорту понтифика встречали не только духовные и политические лидеры страны, но и несколько сот прихожан местных католических церквей. Песнопениями на латыни они заглушили крики участников митинга православных фундаменталистов. Радикально настроенные православные протестовали против визита Папы, называя его «раскольником», «еретиком» и «проводником политики прозелитизма».

Папа римский Франциск побывал в Грузии 17 лет спустя после визита Иоанна Павла II. «Я прибыл в Грузию с миром!» — заявил глава римско-католической церкви, обсудив с президентом Георгием Маргвелашвили последствия войны 2008 года и ситуацию в Абхазии и Южной Осетии. Из Тбилиси понтифик отправился в Азербайджан три месяца спустя после посещения Армении.

Папа римский Франциск посетил Грузию с пастырским визитом по приглашению Католикоса-патриарха всея Грузии Илии второго. Визит имел и государственный характер: главу Ватикана пригласил в Грузию также президент Георгий Маргвелашвили.

В Тбилисском аэропорту понтифика встречали не только духовные и политические лидеры страны, но и несколько сот прихожан местных католических церквей. Песнопениями на латыни они заглушили крики участников немногочисленного, но весьма шумного митинга православных фундаменталистов, собравшихся недалеко от здания аэропорта. Радикально настроенные представители православной паствы протестовали против визита Папы, называя его «раскольником», «еретиком» и «проводником политики прозелитизма».

«Негостеприимная» акция состоялась, несмотря на призыв патриарха Илии проявлять спокойствие в ходе визита Франциска. Тем не менее, на митинге близ тбилисского аэропорта были замечены даже действующие клирики грузинской православной церкви.

После краткой беседы с глазу на глаз в Авлабарском дворце Папа Франциск и президент Маргвелашвили провели брифинг для дипломатического корпуса. Глава государства напомнил о роли Ватикана в развитии грузинской культуры, в том числе печатного дела, и акцентировал внимание на ситуации в Абхазии и Южной Осетии.

«25 лет назад Грузия начала создание независимого государства. Мы всегда ощущали поддержку Святого престола в этом процессе. В том числе, во время войны 2008 года. 20% территории Грузии оккупированы Россией. 15% населения стали беженцами. Всего в 40 километрах от нас находятся заграждения из колючей проволоки, разделяющие людей», — заявил президент, говоря про «разделительную линию» между Грузией и Южной Осетией. Вдоль этой линии российские пограничники и сепаратисты возвели заграждения, которые разделяют надвое некоторые села.

Папа Франциск подтвердил решимость католической церкви способствовать установлению мира в Грузии и регионе. Понтифик высказался за возвращение беженцев в родные места и обратил особое внимание на необходимость диалога с тем, чтобы «языковые, культурные и этнические различия стали факторами единства и согласия, а не противостояния и вражды».

Призыв к миру и диалогу между общинами был основным тезисом всех выступлений Папы Франциска не только в президентском дворце, но и в кафедральном соборе Светицховели в городе Мцхета.

В ноябре 1999 года Грузию посетил Папа Иоанн Павел Второй. Понтифик тогда остановился в Тбилиси на сутки, по пути из Индии в Европу. Иоанн Павел отслужил мессу в тбилисском Дворце спорта. Но в те времена на Кавказе была иная геополитическая ситуация.

Специалист по истории средневековой Европы, теолог и публицист Нодар Ладария отметил в интервью RFI, что политические итоги визита Франциска можно будет оценить лишь со временем. Пока же стоит говорить о важных изменениях, которые произошли в грузинском обществе за последние 17 лет.

Нодар Ладария: На самом деле, политическое значение этого визита станет понятно несколько позже. Поэтому не будем приуменьшать его значение скороспелыми выводами. Визит краткий, но самое важное в нем — относительно спокойная атмосфера и благожелательность грузинского общества.

RFI: Есть ли существенная разница между визитом Папы Франциска и Папы Иоанна-Павла второго в 1999 году?


— Да. И я хотел бы подчеркнуть разницу между этими двумя визитами — Иоанна Павла II и Папы Бергольо (Франциска I): все эти «акции протеста» фундаменталистов гораздо слабее на этот раз. Я не только интуитивно, но и опытом своим ощущаю, что изоляционистские течения ослабли, как и само влияние церкви на общественную жизнь в Грузии.

— Почему влияние ослабло влияние православных радикалов? Время берет свое?

— Я бы привел аналогию. Это как Османская империя: она достигла максимально возможного размера и начала уменьшатся. Также и с фундаменталистами в Грузии.

— А как же публично звучавшие обвинения Папы Франциска в прозелитизме?

— Знаете, визит Папы достаточно косвенно затрагивает религиозную жизнь. Папа, по своей сути, в гораздо большей степени выступал в качестве медиа-персонажа. Кто приветствовал визит Папы? Конечно же, те, кого мы называем интеллектуалами. А интеллектуалы, как правило, секулярны и даже с некоторым левым уклоном. В их энтузиазме ясно читается: Папа перестает быть религиозным лидером, а становится «реликтом старой эпохи».

— Корректно ли сравнивать двух глав римско-католической церкви, побывавших в Грузии — Франциска и Иоанна Павла II?

— Что касается Иоанна Павла II, я не могу быть объективным, потому что меня с ним связывали личные отношения. Иоанн Павел II — великий Папа. Мы живем в мире, который он в некотором смысле «создал», благодаря своим усилиям по изменению «старого» мира. Хотя мы не всегда это ощущаем. Что касается папы Бергольо, он папа эффектный, темпераментный. Главный смысл его деятельности — не изменение реальности, а пиар католической церкви.

В субботу, 1 октября, Папа Франциск отслужил мессу на тбилисском стадионе имени Михаила Месхи, вмещающем около тридцати тысяч человек. Стадион был практически пуст. Возможно, причина в малочисленности грузинских католиков — эта община насчитывает всего несколько тысяч человек.