Как показывает последний опрос общественного мнения, за прошедший год все больше рабочих и служащих начали открыто заявлять о своей вере на работе. Но это не вызывает массового противодействия со стороны коллег. Согласно опросу, около 65% французов нормально относятся к тому, что их коллеги могут проявлять принадлежность к какой-либо религии.
Согласно результатам исследований, которые уже четыре года подряд проводит Институт Рандстат для государственного Наблюдательного комитета по вопросам религии на предприятии, число французов, спокойно относящихся к религии на рабочем месте, значительно выросло. Так, в прошлом году только 50% опрошенных не обращали внимания на верования своих коллег.
Этот феномен объясняет один из авторов исследования Института Рандстат Лорен Морестен: «Религия, хотим ли мы того или нет, является важным фактором современной общественной жизни. Поэтому все менеджеры на предприятиях, которых мы опрашивали в последние четыре года, отвечали нам довольно открыто. Что, собственно, и позволило нам сделать такой опрос. Второй важный момент, который я хотел отметить, это то, что современные работники довольно открыто относятся к вопросам религии, у них нет никаких комплексов, и они свободно об этом говорят. В нашем обществе существует большая связь между частной сферой и общественной, профессиональной жизнью. Каждый приходит на работу, не скрывая, кто он и что он, не скрывая своей идентичности и своей индивидуальности, в том числе не скрывая своей религиозной принадлежности».
В интерпретации авторов исследования, религия на работе постепенно становится обычным явлением. При этом они признают, что больше всего проявлять свою религиозную принадлежность на работе стали мусульмане.
Как конкретно работники на предприятиях заявляют о своей религиозной принадлежности? Согласно опросу, в 91% случаев это выражается в просьбах изменить рабочий график для того, чтобы следовать религиозным праздникам и обычаям, в демонстративном ношении религиозной одежды и предметов, указывающих на принадлежность к религии, а также в молитвах во время рабочего времени.
По признанию руководителя Наблюдательного комитета по вопросам религии на предприятии Лионеля Оноре, чаще всего речь идет опять же об исламе, хотя индивидуальные просьбы о выходных в религиозные праздники поступают и от других верующих.
Не порождает ли это больше конфликтов на предприятии? «Нет, так как все три тенденции, о которых я только что говорил, это лишь индивидуальные запросы работников к дирекции предприятия, которые в целом не нарушают рабочий ритм целого коллектива. Но есть и более сложные случаи, когда эти индивидуальные изменения в ритме или характере труда могут повлиять на деятельность целого предприятия, или же они противоречат французскому законодательству», — объясняет Лорен Морестен.
Такие конфликтные ситуации характерны, прежде всего, для госслужбы, где ношение религиозных символов (например, мусульманского платка) запрещено. Другим примером рабочего конфликта является отказ мужчины подчиняться начальнику-женщине под предлогом религиозных убеждений. В этом случае неподчинение правилам предприятия грозит увольнением сотрудника. Встречаются и случаи, когда подчиненные отказываются работать с коллегами, не исповедующими их религию, а также пытаются обратить коллег в свою веру прямо на рабочем месте.
Причем число рабочих конфликтов на религиозной почве довольно быстро растет. Так, в 2016 году в процентном соотношении таких конфликтов было около 9%, в то время как в 2015 году зарегистрировано лишь 6% случаев, в 2014 — 3% и 2% в 2013.
Опрос показывает, что большинство конфликтов на почве религии распространены не по всей Франции, а «сконцентрированы на отдельных предприятиях» или в «отдельных географических зонах», уточняет Лионель Оноре. По его подсчетам, от 15% до 20% менеджеров сталкиваются с подобными проблемами, если предприятие использует малоквалифицированных рабочих: прежде всего, это стройки, утилизация отходов, обслуживание магазинов и т.д. Что же касается географических зон, то такие конфликтные ситуации прежде всего возникают в пригородах больших мегаполисов, где проживает самое бедное население.
Что говорит французское законодательство
Конечно, существует разница между частными и государственными предприятиями. До сих пор во Франции существовал закон о запрете ношения религиозных символов в школе (принятый в 2004 году), а также принятая в 2006 правительством Жака Ширака Хартия о светском государстве, запрещающая ношение религиозных символов на государственной службе. Однако до последнего года никакой закон не ограничивал поведение работников частных предприятиях в вопросах религии.
Принятый в августе 2015 года Закон «Об экономическом росте, занятости и равных экономических возможностях», прозванный в честь автора — бывшего министра экономики Франции — «Законом Макрона», предусматривает изменения в существующей практике. Согласно закону, каждое частное предприятие может провозгласить так называемый «религиозный нейтралитет», означающий, что внутренние правила предприятия запрещают всякое проявление принадлежности работников к какой-либо вере.
Однако, согласно опросу, большинство менеджеров и простых служащих настроены против положений закона Макрона, ограничивающих свободу выражения своего вероисповедания на предприятии. Как говорит Лорен Морестен, «это происходит по двум причинам. Прежде всего, не только Закон Макрона, но и принятый недавно новый закон о труде предусматривает, что каждое частное предприятие может провозгласить религиозный нейтралитет (в своем уставе) в качестве правила поведения на рабочем месте. Почему 65% опрошенных против этого? Во-первых, потому что ранее существовало уже достаточно законов и подзаконных актов, регламентирующих этот вопрос. Во-вторых, потому что трудовой кодекс во Франции итак уже настолько сложен, что менеджеры просто побаиваются его применять».
«Все опрошенные нами прагматично относятся к проблеме и готовы искать индивидуальные решения для каждого отдельного случая. Они против общего закона, который подровняет всех под общую гребенку», — объясняют авторы исследования. В то же время, большинство работников негативно относится к тому, чтобы предприятие полностью меняло свой рабочий ритм из-за религиозных убеждений каких-либо его сотрудников.
В целом, как показало исследование, 80% рабочих и служащих Франции знают о религиозной принадлежности своих коллег, и 82% из них относятся к этому совершенно спокойно. Что же касается руководящего состава, то, как говорит Лорен Морестен, «45% опрошенных нами менеджеров говорят, что религиозность их подчиненных не оказывает никакого влияния на качество выполняемой ими работы, ни на эффективность всего предприятия. Около 20% считают, что религия на предприятии — верования, одежда работников — наоборот, только улучшает рабочую атмосферу. И около трети всех опрошенных считают, что религия на предприятии оказывает негативное влияние на работников и на их эффективность. То есть глобально, большинство — 65% — относятся к религии на предприятии совершенно спокойно».
Вывод, который делают авторы исследования, довольно прост: французы постепенно привыкают к новой модели общества, гораздо менее светской и более похожей на англосаксонскую, которая гораздо более толерантна ко всем проявлениям религии.