30 сентября в Москве по подозрению в шпионаже был задержан корреспондент украинского государственного информационного агентства «Укринформ» Роман Сущенко. Россия бросила очередной вызов Украине, де-факто обвинив Киев в шпионаже. Но «дело Сущенко» — это вызов не только украинскому государству, но и всему цивилизованному миру. Если сейчас позволить Путину «съесть» украинского журналиста, то завтра подобное может случиться в Москве с любым иностранцем.
История «болезни»
Роман Сущенко, к сожалению, не первый и, очевидно, не последний гражданин Украины, которому Россия вменяет в вину шпионскую деятельность. За последние три года в руках сотрудников ФСБ оказались 73-летний Юрий Солошенко, приехавший в Россию по приглашению друзей, Евгений Панов, задержанный в Крыму по подозрению в терроризме и шпионаже, историк Игорь Козловский, обвиненный в шпионаже на контролируемой сепаратистами части Донбасса и другие украинцы, попавшие в поле зрения российских спецслужб.
Для чего все это делает Путин? Похоже, он преследует две цели. Первая — убедить россиян, что вокруг них одни враги. Вторая — в очередной раз продемонстрировать свою безнаказанность. Для страны, которая решилась на аннексию Крыма, ведет войну в Донбассе и подозревается в причастности к гибели почти 300 пассажиров рейса МН-17, история с арестом иностранного журналиста — один из эпизодов в большой геополитической игре. Путин решил до конца играть роль «плохого парня». И для мира главное — не смириться с этой ролью хозяина Кремля.
Отношения без дипломатии
Спикер украинского парламента Андрей Парубий считает, что адекватным ответом Киева на арест Сущенко может быть введение визового режима с Россией. Эта идея давно уже обсуждается в коридорах украинской власти, как и предложение о разрыве дипломатических отношений с РФ. Официальный Киев пока не решается ни на то, ни на другое. Главный аргумент — в соседнем государстве на заработках находится много украинцев и разрыв отношений между двумя странами ударит, прежде всего, по гражданам. Но, очевидно, что вопрос введения визового режима между Украиной и Россией — это вопрос времени.
До сих пор официальный Киев «глотал» все агрессивные действия Москвы по отношению к украинскому государству. Аннексия Крыма, попытки создания Новороссии, война в Донбассе, аресты украинских граждан, преследование крымских татар, проведение выборов в Госдуму на крымском полуострове и многое другое можно воспринимать как односторонний отказ Москвы от дипломатических отношений с Украиной. Поэтому разрыв их Киевом и введение визового режима с Россией могли бы стать адекватным ответом Кремлю.
Путин против всех-всех-всех
В истории с украинским журналистом Романом Сущенко, который последние 10 лет работает в Европе как собкор «Укринформа», Кремль лаконичен: это дело спецслужб, а не политики. Мол, у задержанного не было аккредитации в стране, он — полковник главного управления разведки министерства обороны Украины, шпионил за российской армией. Словом, такой себе украинский Штирлиц, который в отпуске решил немного пошпионить в Москве.
Следует учесть, что вся эта история случилась накануне ожидаемого обмена пленными между Украиной и сепаратистами в Донбассе по принципу «всех на всех». Арест Сущенко ставит под угрозу такой обмен. Впрочем, хотела того Москва или нет, но теперь на повестке дня стоит не только обмен пленными или вопрос о выборах в самопровозглашенных ДНР и ЛНР и о статусе этих псевдореспублик.
Очевидно, что Москва не намерена отпускать Украину из своих «объятий». Кремль никогда не считался и не будет считаться с Киевом, а значит — с правилами и законами, на которых держится нынешний мировой порядок. «Дело Сущенко» — еще одно тому подтверждение. Игра Путина против Украины — это игра против всех. И рано или поздно она плохо для него закончится. Главное, чтобы те, кто сейчас находится у него в заложниках, за это время не потеряли свое здоровье.