На той же конференции «Диалог цивилизаций», на том же месте (на прекрасном историческом Родосе), в том же отеле и том же номере, в такую же солнечную погоду — только на две недели раньше, поэтому на улице немного теплее, в столь же структурированной программе конференции, но с немного изменившимся составом участников у меня было ощущение, что я уже все написал в прошлом году, и что в этом году никаких путевых заметок с Родоса я писать не будут. На обратном пути в самолете я передумал. В этот раз все было и так же, и не так.
В прошлом году на Родосе не было землетрясения (более пяти баллов), но и случившееся в этом году я, к сожалению, не заметил. Прошлогоднему форуму не предшествовала речь Эрдогана, в которой он раскритиковал Лозаннскую конференцию, в 1923 году определившую границы современной Турции (якобы было проявлено недостаточно щедрости, и эти слова испугали современных греков), но мы в Чехии из всей его пространной речи взяли лишь крайне актуальную часть о мигрантах. В прошлом году форум не совпал с похоронами бывшего президента Израиля Шимона Переса (патриарха современной политики).
Родос прекрасен и в конце сезона не переполнен туристами. Мигрантов там, по непонятным для меня причинам, нет, хотя до турецкого побережья рукой подать. И хотя в последние годы ВВП на душу населения в Греции снизился на 30% (наш спад ВВП после падения коммунистического режима был значительно меньшим), местный шофер, который четыре дня возил меня, рассказал, что люди на островах этого не ощущают. А вот в городах — да. Прежде всего, в Афинах. Не знаю. Море, солнце, вино, оливки, сыр фета и рыба там по-прежнему есть. И по-прежнему поступают и европейские деньги (деньги налогоплательщиков из разных европейских стран), которые позволяют беспрестанно откладывать выплату долгов.
Родосский форум «Диалог цивилизаций» прошел уже в 14-й раз, и на него приехали более 300 участников из 34 стран мира. В этом году там опять был и президент Земан. Не знаю, порадовал ли он греков идеей отправлять мигрантов на необитаемые греческие острова. Скорее всего, греки особенно не взволновались, потому что за несколько тысячелетий уже было доказано, что на этих островах жить невозможно.
Тем много, а мнений еще больше. Кому-то, вероятно, было странно, что, несмотря на то, что главой форума является известный Владимир Якунин, ни Россия, ни мнения некоторых ее политиков не играли основной роли. Российский голос был одним из многих и на форуме никак не доминировал. Ни качественно, ни количественно. Было бы смешно утверждать, что это был пророссийский форум. Если там и был некий «подтон» или подтекст, так это было мнение о том, что восточно-западный конфликт — это уже прошлое, и что было бы неправильно возвращать его к жизни (это фраза из моей заключительно речи в конце конференции).
В моем собственном выступлении на одной из секций конференции я полемизировал с неустанным использованием мнимых разногласий между Востоком, Западом, Севером и Югом, потому что, на мой взгляд, все это — не имеющие определения, не могущие его иметь и неясные понятия. Восток — это и Россия, и Китай, и Ближний Восток, и Индия? Есть ли у них нечто общее? Есть ли смысл, как называлась одна секция, стремиться к созданию евроазиатской системы безопасности? Может ли кто-то всерьез подумать, что Япония, Китай и Индия объединятся в одну систему безопасности? То же относится и к Югу. А что такое Север, мне вообще неизвестно. Запад же потерял волю к жизни и перестает быть Западом. Он остается лишь географическим понятием.
Подзаголовок секции — «Преодоление разрывов». Подразумеваются разрывы между разными мировыми цивилизациями. Я бы сказал, что у меня нет других великих предложений, кроме диалога, кроме беседы друг с другом, как на этом форуме. Вместе со мной в секции были американец, француз, немец и малаец. Но я сказал, что знаю, где решения искать не стоит: не нужно стремиться к глобальному доминированию, не нужно насильственно насаждать одну универсалистскую мировую идеологию (экспортировать революции и демократию).
Я должен признать, что это не понравилось представителям ООН и ЕС. Я сказал им, что защищаю не демократию, а демократизм (а это псевдодемократия), что отвергаю не глобализацию, а глобализм, что возможен гуманизм, но не гуманитарность, которая является деградировавшим гуманизмом, и так далее.
Многим на Родосе все это казалось моим извечным бунтом. На совместной пресс-конференции меня спросили, как Европейский Союз должен противостоять стольким современным кризисам. Мой образ бунтаря стал законченным, когда я ответил, что нужно начать с того, что сам ЕС пребывает в кризисе. Поэтому ни с какими кризисами он справиться не может.
Участвовать в Родосском форуме стоит. Там можно уяснить для себя некоторые вещи и посмотреть на что-то в новом свете. С другой перспективы. И это мотивирует к новым и по-иному сформулированным ответам. И когда я иду теплым родосским вечером (хотя уже октябрь) на ужин в старый город, в крепость крестоносцев, построенную в XII веке, заказываю средиземноморский хумус и осьминога на гриле и смотрю на средневековые стены, я все более ясно это понимаю.
В реальность меня возвращает сообщение на мобильном о том, что 11 активистов Greenpeace влезло на охладительную башню электростанции в Хвалетице (потому что они выступабт против это станции). И еще хуже реальность из-за того, что им за это ничего не будет. Выражаясь терминологией Родосского форума, я бы сказал, что у общества, которое толерантно относится к подобному, нет будущего. У него есть только прошлое и остатки настоящего.