Россия оказывает финансовую поддержку контролируемым сепаратистами областям на востоке Украины, помогая ресурсами и выплачивая жителям Донбасса пенсии и зарплаты, сказал в интервью агентству Рейтер бывший влиятельный донецкий командир.
Москва отрицает поддержку сепаратистов, поднявших восстание два года назад и отказывающихся признавать новые прозападные власти Украины.
Бывший украинский спецназовец Александр Ходаковский перешел на сторону сепаратистов в 2014 году, командовал сотнями хорошо вооруженных бойцов и занимал высокие должности в руководстве самопровозглашенной Донецкой народной республики.
Отвечая на вопрос о том, финансирует ли Россия выплату пенсий и зарплат в Донбассе, Ходаковский сказал:
«Да, это основные направления. Бюджетная сфера и пенсии, которые нужно закрывать в первую очередь».
«Вытянуть территорию даже при максимально эффективной работе налогообложения, вытянуть Донецк и Луганск без посторонней помощи нельзя. Цифра помощи со стороны России превосходит те объемы, которые мы собираем на территории», — сказал Ходаковский в интервью Рейтер в ресторане отеля в центре Москвы.
Представитель Министерства финансов РФ, только что увеличившего программу внутренних заимствований для погашения растущего дефицита бюджета сказала, что таких расходов в бюджете нет.
«Минфин таких расходов в федеральном бюджете и бюджете пенсионного фонда не имеет. Может быть речь идёт о гуманитарной помощи? Например, по линии международных программ? Но это не средства расходов федерального бюджета и не эти цели», — сказала она.
В бюджете РФ есть закрытая часть. По оценке Минфина, в 2016 году доля секретных расходов федерального бюджета, превысит 22 процента к объему расходов и составит почти 3,7 триллиона рублей. В 2017 году, по прогнозу Минфина, закрытая часть бюджета составит 18,3 процента расходов, или 2,89 триллиона рублей.
С 2015 года объем выплаченных пенсий и социальных пособий на подконтрольных Донецку территориях составил 47,3 миллиарда российских рублей, свидетельствуют подсчеты Рейтер на основании ежемесячной открытой статистики самопровозглашенной республики. Данные о количестве людей, получающих зарплату из бюджета, не раскрываются.
Луганск не раскрывает суммы выплат пенсионерам и получателям социальной помощи, но сообщает, что пенсии получают примерно 420 тысяч человек. Донецк платит пенсии 675 тысяч человек.
Представить Минфина ДНР сказал, что источники финансирования не могут быть названы по соображениям безопасности. Луганский Минфин был недоступен для комментария.
Денег нет
Ходаковский считает, что России придется все больше тратить на поддержание экономик Донецка и Луганска, поскольку низкая собираемость налогов и отсутствие серьезных рынков сбыта продукции не позволяют регионам наполнять местные бюджеты.
«Ресурсы и возможности России не безграничны. В условиях падения экономических возможностей территорий помощь будет требоваться все более существенная. Соответственно нагрузка на российскую экономику будет возрастать», — сказал он.
Население Донецкой и Луганской областей до начала восстания составляло 6,55 миллиона человек, по данным украинской статистики. Это сопоставимо с населением второго по величине города России Санкт-Петербурга и его окрестностей. С началом конфликта большая часть предприятий тяжелой промышленности Донбасса, составлявшей основу экономики региона, перестала работать.
Ходаковский стоял у истоков сепаратистского движения, с одной стороны выступая «голубем» в вопросе примирения с Киевом, а с другой стороны посылая вооруженные отряды в кровопролитные бои с правительственными силами, в том числе в район аэропорта Донецка.
Он был главой министерства госбезопасности ДНР в 2014 году, а затем секретарем совета безопасности, однако после публичных перепалок с донецким лидером Александром Захарченко лишился всех должностей.
«Вывод, который напрашивается, неутешительный и более менее объективный — мы не в состоянии сами сейчас обеспечить свое существование. Перспективы улучшения я не вижу», — сказал он.
«Я не вижу для этой территории другого пути, кроме как присоединение к России… На большинство людей влияет тот факт, что они хотят какой-то стабильности, и они видят в России гаранта этой стабильности».
Москва не стремится признавать независимость Донецка и Луганска или присоединять их территории, как она сделала с Крымом. Россия настаивает, что является лишь посредником в процессе мирного урегулирования, и требует от Киева признать особый статус Донбасса в составе Украины в рамках Минских договоренностей.
Ключевыми пунктами этого плана являются прекращение огня, восстановление контроля Киева над всей границей с Россией и выборы в мятежных регионах, однако стороны спорят, кто должен уступить первым.