Глубоко под замерзшей и обдуваемой всеми ветрами поверхностью ледяной земли залегают полезные ископаемые. Люди появились гораздо позже, чем они.
Первый дом в городе, речь о котором пойдет в этой статье, был построен только в 1921 году.
Единственная причина, по которой в этом климатически исключительно негостеприимном месте сейчас находится город, — богатые залежи полезных ископаемых — в частности, именно здесь находятся 40% мировых запасов никеля, а также связанная с ними горнодобывающая промышленность.
Город называется Норильск, он находится к северу от Полярного круга в той части российской Сибири, которая зовется Красноярским краем.
В сентябре этого года по интернету ходили фотографии кроваво-красной реки Далдыкан, именно тогда подавляющее большинство людей вообще впервые услышали о городе и его короткой истории, которая вмещает в себя разные главы, не менее кровавые, чем вышеупомянутая речка.
Цвет ее объяснялся высоким уровнем загрязнения. Главным подозреваемым тут же стал Норильск-Никель, который в ответ принялся решительно отвергать любое касательство к делу, но впоследствии вину признал.
В 2007 году Норильск был внесен в список самых загрязненных городов мира, в списке самых загрязненных городов России он постоянно занимает лидирующие позиции.
В городе приблизительно 177 тысяч жителей, он находится в районе, где может быть чрезвычайно холодно. Зимой температура может упасть до 60 градусов мороза, это самая низкая температура, снег здесь лежит до 270 дней в году.
Два месяца в году — в декабре и январе — солнца вообще не бывает никогда, а холод такой зверский, что многих детей в этот период даже не выпускают из дома.
В город не ведут никакие дороги, сегодня в него добраться можно только самолетом, причем зимой вылета можно ждать несколько недель. Единственная железная дорога в округе используется для перевозки грузов. Из Норильска в окружающий мир, который в этих краях последовательно именуют «материком», не ведут никакие дороги. Если ты хочешь посетить город, надо заранее запастись специальным разрешением от властей, нужно также приглашение от одного из предприятий города.
Практически всё в Норильске сегодня связано в интенсивной добычей полезных ископаемых, и поэтому город много лет находится в списке наиболее загрязненных городов мира.
Когда тогдашний коммунистический режим в СССР обратил в начале 1920-х годов внимание на огромные залежи полезных ископаемых в районе Норильска, этим воспользовались довольно быстро.
Но мысль о работе в таком суровом климате могла прийти в голову лишь очень немногим, даже в самых диких фантазиях, поэтому начиная с середины 1930-х годов, полезные ископаемые добывали каторжники, ссылаемые в регион как политические заключенные. Чудовищные трудовые лагеря в районе Норильска были частью обширной системы исправительных лагерей Иосифа Сталина, получившей название ГУЛАГ.
Один тот факт, что с 1935 года и до официального закрытия лагерей в 1956 году умерло примерно 17 тысяч каторжников — большинство либо от холода, либо от голода, многое говорит о нечеловеческих условиях жизни в Норильске. Хотя лагеря официально закрылись в 1956 году, позднее выяснилось, что исправительно-трудовые лагеря, а, следовательно, и рабский труд, вероятно, существовали в Норильске вплоть до 1979 года.
Но люди продолжают жить — несмотря на суровые климатические условия Норильска, который в последние годы целенаправленно пытается улучшить свой имидж. Хотя предстоит пройти еще очень большой путь, и есть те, кто сомневается в том, что это вообще будет когда-то возможно.
Российский фотограф Елена Чернышова, которая сейчас постоянно живет в Париже, вместе со своей камерой в течение длительных периодов времени посещала город, чтобы запечатлеть суровую жизнь Норильска.
Она сделала большую серию фотографий, которую назвала «Дни ночи — Ночи дня» («Days of Night — Nights of Day»).
Фотограф провела в Норильске три раза по три месяца. Она жила там в разное время года, так что ухватила и лето, и зиму.
«С самого детства я мечтала увидеть север России и пожить там. В молодости моя мать жила в маленьком, изолированном городке на Чукотке (?— В тексте Chokota), к северу от Полярного круга, именно ее истории меня и вдохновили», — рассказывает Елена Чернышева в беседе с Jyllands-Posten и добавляет, что, когда она поняла, что может с помощью камеры рассказать историю, то решила поехать в Сибирь, чтобы самой испытать жизнь в столь суровых климатических условиях, исследовать и документировать ее.
«Я решила отправиться в Норильск, потому что этот город во многом уникален».
Норильск
Город, в котором проживает примерно 177 тысяч жителей, является самым северным городом мира, чье население составляет более 100 тысяч человек. Это второй по величине город к северу от Полярного круга после Мурманска.
Первые строения появились здесь в 1920-х годах, но горнорудная промышленность стала всерьез развиваться только при Иосифе Сталине в 1935 году.
В 1935-1956 годах рабочую силу составляли заключенные исправительно-трудовых лагерей, где были построены бараки, рассчитанные на примерно 500 тысяч политзаключенных, противников коммунистического режима. В тот период от голода или холода умерло более 17 тысяч заключенных.
Статус города Норильск получил в 1953 году.
Но самая большая проблема Норильска — вовсе не экстремальный климат.
Это загрязнение окружающей среды, особенно то, что вызвано добычей никеля, но есть и другие источники загрязнения.
Поверхностный слой почвы в регионе настолько загрязнен, что в последние годы его стали использовать, в частности, для добычи платины.
Россия сама считает Норильск самым загрязненным городом в стране, в последние годы в городе осуществляется пятилетний план, целью которого является снижение чудовищного уровня загрязнения.
Совершенно очевидно, что загрязнение окружающей среды в Норильске представляет собой очень серьезный риск для здоровья, но количество серьезных заболеваний не документировано. И причина не в том, что их нет, но в том, что они — в частности, по данным статьи в британской газете The Guardian — перечеркивают всю «положительную» статистику.
В самом начале беседы с газетой руководитель больницы в Норильске Геннадий Свешников подчеркнул, что уровень заболеваний раком, болезнями легких и прочими серьезными недугами в Норильске существенно выше, чем в России в целом. Говорят, что средняя продолжительность жизни в Норильске ниже, чем в других регионах страны, и что многие пожилые люди уезжают из этих краев, забирая с собой свои болезни.
Кроме того, недостаток информации от горнодобывающих предприятий не дает возможности составить полную картину состояния здоровья жителей Норильска.
Впрочем, другие исследования, в частности, проведенные институтом The Blacksmith Institute (сейчас: Pure Earth), показали, что уровень заболеваемости среди детей, количество выкидышей и длинный список других заболеваний существенно выше в Норильске, чем в прочих регионах России. По данным той же организации, средняя продолжительность жизни в Норильске на десять лет ниже, чем в России в целом.
Елена Чернышова рассказывает Jyllands-Posten следующее о своей работе в Норильске и проблемах, с ней связанных: «Самой большой проблемой для меня стала полярная ночь. Два месяца без дневного света. Больше месяца я маялась бессонницей, меня охватывал почти панический страх: а что если солнце не вернется больше никогда?»
Что же касается сурового климата, то она рассказывает, что привыкла к нему и в конце концов даже стала получать от него определенное наслаждение.
«Я в Париже мерзну гораздо больше — из-за влажности», — говорит она и добавляет, что гораздо хуже для нее был высокий уровень загрязнения, в частности, то, что постоянно пахнет газом.
Свою встречу с жителями Норильска, живущими в таких тяжелых условиях, она описывает как в целом очень позитивную: «Меня и удивили, и порадовали встречи с жителями Норильска. Они очень теплые и приветливые, с развитым чувством юмора. Это город, где люди часто встречаются друг с другом и с удовольствием проводят вместе вечера, например, под гитару и разговоры». Так что, несмотря на суровый климат и чудовищную экологию, жизнь в Норильске не отличается от жизни во всех других городах. Правда, из города уезжает много молодежи, родившейся и выросшей в Норильске. Ведь не они же его выбирали.
Но пока многие отрываются, в частности, в очень популярной дискотеке города, или участвуют в разного рода спортивных мероприятиях.
В то время как другие фотографы — в том числе и под давлением того мрака, который ощущаешь в Норильске, — предпочитают работать с черно-белыми фотографиями, Елена Чернышова, напротив, остается верна цветной фотографии.
«Я обожаю цвет, для меня разные цвета — очень существенная часть картинки. В начале своей карьеры я делала черно-белые фотографии, но потом быстро перешла на работу исключительно в цвете. Хотя не хочу исключать того, что когда-нибудь начну работать и в черно-белой гамме», — говорит она Jyllands-Posten и сообщает, что собирается издать книгу с фотографиями Норильска.
ЕЛЕНА ЧЕРНЫШОВА
Елена Чернышова родилась в Москве в 1981 году, сейчас она живет в Париже. Она — фотограф-самоучка, по образованию она архитектор, но, проработав два года архитектором, работу оставила и вместе с другом отправилась в путешествие длиной в 30 000 километров из Тулузы во Франции до Владивостока на востоке России — на велосипеде. Путешествие заняло 1004 дня, по пути они проехали 26 стран.
Во время этой велосипедной экспедиции она приняла решение о том, что будет зарабатывать на жизнь фотографией, и сосредоточит внимание на тех регионах, которые по политическим, экономическим или экологическим причинам претерпевают сейчас изменения.
Ее работы публиковались, в частности, в National Geographic, Le Monde и Newsweek Russia. Помимо этого Чернышова участвовала в различных конкурсах и становилась лауреатом некоторых из них. В 2014 году она получила третье место на World Press Photo в категории «Повседневная жизнь».