В сентябре в Великобритании за решеткой оказался «проповедник ненависти», британский имам Анджем Чудари, известный своей поддержкой действий ИГИЛ и своими одиозными высказываниями, например, о необходимости превращения Букингемского дворца в мечеть. До 3800 его поклонников отправились из Великобритании в Сирию воевать за ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.), около 110 граждан Великобритании под его воздействием совершили или попытались совершить теракты. Терпение властей кончилось, когда Чудари публично присягнул на верность ИГИЛ. Анджему дали пять с половиной лет тюрьмы. Но широкий общественный резонанс получило даже не столько решение суда, а тот факт, что Чудари последние 20 лет спокойно жил в Великобритании, проповедовал исламизм на Ютубе, жег американские флаги и одновременно все эти годы получал еще и социальные пособия. В сумме государство заплатило ему около 500 тысяч фунтов стерлингов. Более того, бывший шеф полиции Великобритании заявил, что ничто не помешает исламистам продолжать получать пособия и после выхода из тюрьмы. В 2013 году отдельными политическими фигурами в Великобритании предпринимались попытки законодательно запретить «имамам ненависти» получать социальные пособия, но они не увенчались успехом.
Чудари — не единственный такой проповедник и ненавистник Запада на пособии в Великобритании. В 2015 году в фокус СМИ попал другой «имам ненависти», который считался одним из вдохновителей бойни британских туристов на пляже в Тунисе. Теракт в Лондоне в июле 2005 года он открыто называл «великой победой» джихадистов. Аль-Сибай являлся одним из лидеров «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.) и получил в 1994 году убежище в Великобритании.
Хани Аль-Сибай заявлял властям, что не может самостоятельно передвигаться без страшных болей, что ему необходимо инвалидное кресло, что ему нужна помощь, чтобы помыться, одеться и сходить в туалет, поэтому он не может работать последние 10 лет. Аль-Сибай получал вместе с женой до 50 тысяч фунтов стерлингов в год социальными выплатами и насмехался над британскими СМИ, заявляя, что живет в доме ценой в полтора миллиона фунтов стерлингов. Полученные деньги от властей он годами использовал для судебных тяжб с ними же, чтобы не быть депортированным в Египет. Репортеры Daily Mail в итоге смогли сфотографировать имама, спокойно идущего с большим купленным в магазине сканером в руке, катящего инвалидную коляску рядом с собой, а потом закидывающего ее в багажник машины.
Кстати, упомянутый выше Чудари также попался на том, что питается бургерами в Макдональдсе, в то время как остальным мусульманам проповедует употребление только халяльной пищи, а клятву на верность ИГИЛ он вообще дал в английском пабе. В молодости Чудари любил алкоголь, порно, траву и ЛСД.
Пособия получают не только проповедники.
В США пособия получал Тамерлан Царнаев, хотя власти и засекретили конкретные цифры и сроки. По данным The Boston Herald, Царнаевы получали выплаты до 2012 года, хотя Тамерлан и был в базах данных подозреваемых в связях с террористами и по запросу российских служб в отношении него и велось расследование американскими органами.
В Европе как минимум пятеро террористов, устроивших теракты в Бельгии и Франции, получали пособия от бельгийского государства во время планирования своих акций. В сумме они получили минимум 50 тысяч евро. Салах Абдесалам получил около 19 тысяч евро в виде пособия по безработице, хотя и являлся в то время менеджером и совладельцем бара, что делало получение выплат незаконным.
Для сравнения. Атаки в Париже стоили исполнителям не больше 30 тысяч евро, атаки в Брюсселе — не более трех тысяч евро, а за аренду грузовика для теракта в Ницце было заплачено 1 600 евро.
В 2015 году ИГИЛ даже выпустило брошюру «Как выжить на Западе: путеводитель для моджахеда». В разделе «Легкие деньги» джихадистам рекомендовалось требовать от властей западных стран социальные пособия, а британский проповедник Анджем Чудари и вовсе называл получение пособий одним из путей джихада и призывал мусульман бросать работу, чтобы у них было больше времени на планирование и совершения джихада против неверных на их же деньги.
В конце прошлого года власти Бельгии признали, что возвращающиеся из Сирии исламисты, которые подозреваются в причастности к террористической деятельности, продолжают получать пособия по безработице. Более того, 14 человек, отбывающих тюремный срок за терроризм, как стало известно весной этого года, тоже продолжали получать пособия от бельгийских властей.
Пособия по интеграции в общество получают и выходящие из тюрьмы. Террорист Халид Бакрави, взорвавшийся на станции «Мальбек» в Брюсселе, как раз получил такое пособие после выхода из тюрьмы в 2014 году, а всего он собрал от властей за это время около 25 тысяч евро в виде медицинских выплат, пособия по безработице и прочих денежных льгот.
В 2015 году джихадисты (около 60 человек) из Дании во время своего пребывания в Сирии продолжали получать пособия по безработице от датских властей. Родители Омара Хуссейна, террориста, устроившего стрельбу в Копенгагене в феврале 2015 года, получали пособие по безработице на протяжении 20 лет. Всего им выплатили за эти годы 560 тысяч евро. В Австрии «имам ненависти» Мирсад Омерович на пособиях собрал несколько сотен тысяч евро на джихад в Сирии. Отдельно ему платилось экстра-пособие как многодетному отцу (6 детей). Голландский джихадист Халид Абдурахман, прославившийся своим роликом из Сирии с пятью отрубленными головами, до этого 10 лет получал пособие по безработице и медицинские выплаты на лечение своей клаустрофобии. До 20% немецких джихадистов до отбытия на войну в Сирию сидели на пособиях в Германии. Вторая жена «имама ненависти» Абу Хамзы жила на пособие в шестикомнатном особняке стоимостью в один миллион фунтов стерлингов на протяжении 15 лет в богатом районе Лондона. «Имам ненависти» Абу Катада получил от британских налогоплательщиков 500 тысяч фунтов стерлингов. И это все вовсе не единичные случаи.
После терактов в Париже и Брюсселе вскрылись многие факты выплат исламистам пособий в Европе. Фред Кодерлье, пресс-секретарь премьер-министра Бельгии, защищая в те дни систему социального обеспечения страны и отвечая на критику, заявил: «Это демократия. У нас нет инструментов, чтобы проверять, на что люди тратят свои пособия».