Ведущие российские СМИ, включая информационное агентство ТАСС, 5 октября со ссылкой на немецкое издание Der Tagesspiegel сообщили о том, что бывший канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schröder) возглавил совет директоров компании Nord Stream 2, оператора проекта газопровода «Северный поток-2».
Вам в этой фразе ничего не показалось странным? Нет, само назначение экс-канцлера и личного друга Владимира Путина особого удивления не вызывает: он успешно руководил сооружением «Северного потока», поэтому вполне логично доверить ему и режиссуру ремейка.
О кадровых решениях Газпрома мы узнаем из газеты Der Tagesspiegel
Весьма странным представляется совсем другое. Почему даже государственные российские медиа сообщили о новом знаковом назначении в структурах российской государственной корпорации «Газпром» со ссылкой на частную берлинскую газету?
Странное ощущение еще больше усиливается тем, что назначение, оказывается, состоялось более двух месяцев назад, а именно 29 июля, о чем свидетельствует запись в реестре швейцарского кантона Цуг, в который заглянули журналисты все того же Der Tagesspiegel. Почему «Газпром» более двух месяцев держал в секрете столь эффектную новость? Любой компании обычно не терпится похвастаться тем, что на нее будет работать бывший премьер крупной европейской страны.
Два месяца работы инкогнито
И уж совсем непонятным выглядит то, что даже на сайте Nord Stream 2 Герхард Шредер никак не упоминается. Во всяком случае автору этих строк 6 октября при всем желании не удалось найти там ни малейшего признака его причастности к деятельности компании. Представляете? Фирма есть, сайт есть, начальник есть, а упоминания нет.
Причем бывший канцлер в данном случае — самый главный начальник. Если в Nord Stream Герхард Шредер был — и остается — председателем комитета акционеров, т.е. наблюдательного органа, не занимающегося оперативным управлением, то в Nord Stream 2 его поставили во главе совета директоров — исполнительного органа с большими полномочиями. Der Tagesspiegel отмечает, что теперь бывший канцлер имеет право вместе с еще одним представителем компании подписывать от ее имени контракты.
И вот на такой по сути дела публичной должности Герхард Шредер тайно трудился два месяца — и, возможно, продолжал бы оставаться инкогнито, если бы не въедливые берлинские журналисты. Почему «Газпром» и курирующий его деятельность Кремль упорно пытались утаить то, что рано или поздно все равно бы всплыло? Ведь председателя совета директоров в мешке не утаишь!
В стилистике спецоперации
Помимо давней российско-советской традиции на всякий случай засекречивать все и вся на ум приходят лишь два более или менее рациональных объяснения. Первое: июльское назначение Шредера держали в секрете, чтобы лишний раз не дразнить польское антимонопольное ведомство в преддверии назревавшего в августе решения по поводу «Северного потока-2».
Второе: новость про очередную газпромовскую должность бывшего лидера Социал-демократической партии Германии (СДПГ) могла произвести неприятное впечатление на восточногерманских и столичных избирателей, поэтому в Кремле с ней решили повременить, пока в сентябре не пройдут земельные выборы в Мекленбурге-Передней Померании и Берлине. Зачем лишний раз подставлять немецких социал-демократов? Ведь их лидеры нередко куда более терпимо относятся к политике Кремля, чем, скажем, Ангела Меркель (Angela Merkel).
К тому же нынешний глава СДПГ, вице-канцлер и министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel) является давним сторонником проекта «Северный поток-2» и, в частности, активно обсуждал его перспективы во время визита в Москву 21-22 сентября. Интересно, а Габриэль знал о новой должности своего товарища по партии Шредера, когда встречался в Кремле с Владимиром Путиным?
Как бы то ни было, само назначение Герхарда Шредера главой совета директоров компании Nord Stream 2 в ситуации, когда в судьбе проекта «Северный поток-2» начинается решающая фаза и сопротивление ему в ЕС нарастает, является с точки зрения интересов Москвы сильным кадровым решением. Оперативным руководством экс-канцлер, естественно, заниматься не будет, но как переговорщик и лоббист с обширнейшими связями в Европе он по-прежнему весьма сильная фигура.
Однако завеса секретности вокруг его назначения оставляет крайне неприятный осадок и только усиливает впечатление, что проект газопровода «Северный поток-2», который преподносят европейской общественности как важный вклад России в обеспечение энергетической безопасности Евросоюза, на практике реализуется в стилистике очередной кремлевской спецоперации.