Fronda.pl: Переговоры между США и Россией по перемирию в Сирии не принесли и не принесут никаких результатов. Что это означает для развития ситуации в этой стране и не только там?
Ромуальд Шереметьев (Romuald Szeremietiew): Понятно, что на самом деле речь не о Сирии — это лишь площадка и предлог для того, чего хочет добиться Россия в действительности. Я бы взглянул в этом контексте, скорее, на последние события, произошедшие в Москве, а именно на разрыв соглашения об утилизации радиоактивных веществ, хотя Путин, конечно, говорит о временной приостановке его действия. Появились также разного рода требования, которые Россия в связи с этим выдвинула в адрес США. Понятно, что Вашингтон их не выполнит. Напрашивается вопрос: зачем россияне все это делают? Кроме того есть тема учений по гражданской обороне, в которых примут участие 40 миллионов российских граждан.
— На что они нацелены?
— Напомню, что некоторое время назад в России запустили программу по строительству атомных бомбоубежищ. Инвестиция на самом деле крупная, но эта тема как-то ускользнула от внимания общественности. Некоторые иронизировали, что российские богачи играют в свои игрушки, возводя роскошные убежища, между тем, может оказаться, что Россия, осознавая свой перевес в сфере ядерных вооружений, решит действовать в этом направлении. Она может начать угрожать США ядерной атакой. Так что ситуация выглядит опасной.
— Да, он может достать его из рукава, рассчитывая, что Запад испугается и отступит.
— Так на самом деле может произойти?
— Чрезвычайно важно, как отреагирует Запад. Соединенные Штаты сейчас дают понять, что Россия — ненадежный партнер, и что Вашингтону не нравятся российские действия. Все это вроде бы так, но вопрос, какими окажутся последствия, остается открытым. В любом случае выглядит это плохо.
— Как может развиться ситуация в зависимости от исхода президентских выборов в США?
— Это очередной вопрос. Крайне важно, как поведет себя новый президент Соединенных Штатов, в каком направлении он пойдет. Мы прекрасно знаем, как выглядит разница между Дональдом Трампом и Хиллари Клинтон. Реакция нового президента США на это заметное обострение отношений с Россией, можно даже сказать, ультиматум, станет ключевым фактором.
— Вне зависимости от развития событий сценарий для Польши вырисовывается неблагоприятный. Какие действия с нашей стороны могут нам как-то помочь?
— Основной вопрос звучит так: сколько точно времени у нас есть на какую-то реакцию, если предположить, что в возникшей сейчас напряженности есть какая динамика, что продолжится эскалация. Если это так, времени у нас немного. Самое важное, окажутся ли в случае гипотетической атаки на территории Польши силы НАТО, в первую очередь американцев, и когда это случится. По оптимистическому прогнозу, помощь должна придти в течение пяти дней, но это все равно очень долго.
— Особенно если это будет мощная атака, не говоря уже о ядерной.
— Если, не дай бог, случится самое худшее, что сложно себе вообразить, будет на самом деле очень тяжело. Иногда мне начинает казаться, что мир «привык» к теме ядерного оружия и образы, которые раньше действовали на воображение простых людей и политиков, поблекли, а ведь все это может оказаться реальностью. В будущем мы узнаем, окажутся ли действия России чем-то большим, чем простое запугивание. Но угроза остается серьезной.
— Можно сказать, что лихо пока тихо, но все игнорируют факт его существования.
— К сожалению, да. Что мы можем сейчас делать, это внимательно наблюдать за происходящим. К сожалению, в плане учений или каких-то шагов в сфере обороны возможностей у Польши мало. Но нужно продолжать отслеживать ситуацию.