Какой родитель позволит своему 10-летнему ребенку участвовать в боях без правил без специального защитного шлема? Глава Чечни Рамзан Кадыров пошел еще дальше: он решил показать бои с участием своих сыновей на национальном телевидении.
4 октября в столице Чечни Грозном состоялся турнир по смешанным единоборствам, приуроченный к празднованию 40-летнего юбилея Кадырова. Этот турнир включал в себя показательные поединки между детьми, транслировавшиеся на телеканале «Матч ТВ», который смотрят по всей стране. Сыновья Кадырова, 8-летний Адам, 9-летний Зелимхан и 10-летний Ахмад, одержали победы во всех поединках. Старший сын Кадырова одержал победу нокаутом спустя 14 секунд после начала поединка, и Кадыров-старший опубликовал видео этого нокаута в Instagram, сопроводив его восторженным комментарием. В другом своем посте он похвалил своего младшего сына: «Маленький Адам доказал, что он действительно Лев!»
По правилам смешанных единоборств минимальный допустимый возраст спортсменов — 12 лет, и они обязательно должны надевать защиту. Сыновья Кадырова и их соперники боролись, как взрослые, обнаженными до пояса. Это вызвало возмущение у главы Союза ММА России Федора Емельяненко, любимого спортсмена Владимира Путина и чемпиона ММА. «То, что происходило вчера на турнире в Грозном, недопустимо, а тем более это нельзя оправдывать! — написал Емельяненко в Instagram. — Я уже не говорю о том, что дети до 12 лет даже не допускаются в зал как зрители, но тут малыши, которым 8 лет, избивали друг друга на глазах у радостных взрослых».
Министерство спорта России и уполномоченный при президенте по правам ребенка заявили, что они уже занимаются этим вопросом. Однако Кадыров, вероятнее всего, отделается в худшем случае мягким выговором. У него особый статус в путинской России, и таким же статусом обладает его прежде непокорная республика.
В Чечне очень мощная культура воспитания бойцов. Когда этот регион вел с Россией войну за независимость в середине 1990-х годов, мальчики, которым было меньше лет, чем сейчас сыновьям Кадырова, брали в руки оружие и шли сражаться против российских солдат. Будущий глава Чечни едва успел закончить среднюю школу, прежде чем присоединиться к повстанческим силам. В 20 лет он уже был телохранителем своего отца, Ахмада Кадырова — мусульманского лидера Чечни, который решил перейти на сторону Москвы, а позже погиб в результате теракта.
Путин, который передал семье Кадырова право управлять Чечней от его имени, сделал Рамзана Кадырова главой этого региона, когда тому было всего 28 лет — за два года до того, как он мог бы получить законное право избираться на этот пост. До того момента, как Кадыров смог занять этот пост, формальным главой Чечни был другой человек.
Публичное восхищение Кадырова Путиным граничит с подхалимством. Кадыров называл президента даром Аллаха России и выступал с неприкрытыми угрозами в адрес его политических оппонентов. Он подавляет любое недовольство железной рукой и получает щедрую награду за свои усилия и услуги.
В этом году правительство в Москве выделило Чечне 22,2 миллиарда рублей — это 4% от средств, выделенных всем российским регионам, хотя в этой республике проживает менее 1% населения России. В отношении Кадырова и его помощников российские законы становятся исключительно мягкими. В прошлом году, несмотря на всеобщее осуждение, в Чечне прошла свадьба главы чеченского полицейского ведомства и 17-летней девушки, которую, по всей видимости, силой вынудили выйти за него замуж. Невероятное богатство Кадырова, которое он не стесняется открыто демонстрировать и которое было накоплено в отсутствие каких-либо законных связей с бизнесом, ни у кого не вызывает вопросов.
Если говорить о боях без правил среди детей, единственный человек, который подвергается реальной опасности, — это Емельяненко. Двоюродный брат Кадырова и член российского парламента от путинской партии «Единая Россия» Адам Делимханов выступил против него с обличительным постом в Instagram, добавив: «Федя, хорошо запомни наш телефонный разговор. Кидая трубку, у тебя не хватило духа нормально поговорить как мужчина, — это показатель твоей трусости. В заключении отмечу, кем бы ни был человек, ему придется отвечать за каждое слово, сказанное в адрес моих дорогих племянников! Аллаху акбар!»
Жесткие средневековые традиции этой республики являются не слишком хорошим дополнением к путинскому образу авторитарного лидера. В течение многих лет, пока он укреплял свою власть и занимался ее централизацией, Путин терпел республику, которой правил, по большей части, независимый военный диктатор, готовящий своих детей унаследовать его пост. То, что Путин допускает подобную автономию, является редким и довольно странным признаком его уязвимости и, возможно, объясняет его интерес в Сирии: он знает, что относительная защищенность России от террора «Исламского государства» (террористическая группировка, запрещенная на территории РФ — прим. ред.) зависит от нескольких людей, таких как Кадыров. Сотни чеченцев сражаются на стороне «Исламского государства», и любая попытка восстановить в Чечне подобие диктатуры закона может предоставить им возможность вернуться и снова причинить массу проблем.