8 октября 2016 года состоялись парламентские выборы в Грузии. Для парламентской республики, в число которых входит Грузия, это историческое событие. Историческим оно является потому, что с истечением этого срока завершается начальный цикл развития демократической Грузии. После завершения этого срока старая политическая элита, которая функционировала почти 20 лет сойдет с политической сцены.
Задачи вновь избранной власти в этом историческом цикле остаются прежними:
— сохранение и укрепление суверенитета, а значит демократии;
— восстановление справедливости, а значит восстановление территориальной ценности;
— построение современной и независимой экономики, а значит начало высокотехнологического производства и самообеспечение собственного населения товарами и продуктами первой необходимости;
— обеспечение народного, национального единства;
— обеспечение и укрепление безопасности;
и некоторые другие задачи.
В реализации этих задач необходимы усилия всех политических сил, всех сообществ и каждого гражданина Грузии.
Общий внутриполитический фон на период выборов
Общий политический фон, сопровождающий парламентские выборы в Грузии, характеризуют: население страны отстающим в развитии и разобщенным; политическую среду и власть патронажно-клиентельной; а государство, страну — несостоявшимся.
Страна, фактически, живет под диктовку меньшинства. На выборы ходят менее 50% населения. Из тех кто ходит около 10-15% не дают свой голос ни за кого. Остальные голоса делят между собой две-три партии. Иными словами, правящая элита живет под постоянным страхом в любое время потерять власть. Таким образом, внутренним политическим фоном является острое противоборство двух основных партий — красных и синих, которые концентрируют вокруг себя по 15-20% всех избирателей.
В соответствии со своими внутрипартийными потребностями и целями, эти партии, периодически, нагнетают обстановку: либо для того, чтобы вовлечь многочисленную и основную часть населения, либо для того, чтобы предотвратить его вовлечение, в политические процессы. К примеру, на прошлых выборах «синим» удалось консолидировать общественное негодование вокруг скандала с пытками в тюрьмах. А на этих выборах, при помощи административного ресурса, давления, подкупа и прямой угрозы избирателю удается удержать власть. К примеру: избиение лидеров ЕНД; и безнаказанность лиц это совершивших; подрыв одного из лидеров ЕНД перед выборами; программа слухов, порочащих соперничающую партию, и их сторонников — все это способствовало снижению явки избирателя.
Чем меньше количество избирателей, тем меньше надо: фальсификаций, средств для подкупа, человеческих ресурсов для давления; и, безусловно, тем меньше будет количество протестующих. То есть, отсутствие массового протеста легитимизирует любое противозаконие, произвол и злоупотребление властью.
Специфика грузинского избирателя и характер политической борьбы.
Специфика грузинского избирателя сводится к особенностям строения грузинского общества, а именно кланово-феодальной структуры. Если, к примеру, западные общества ориентируются на общественное мнение, и мнение общины, соседства; то грузинское общество ориентируется на мнение лидера. Приближенность к лидеру делает человека в Грузии законодателем мод, в том числе и политических. В западных странах лидера создает общественное мнение, и если лидер не соответствует требованиям общественного мнения, тот моментально теряет легитимность. При потере легитимности лидер смиряется и уступает место другому, оставаясь рядовым членом общества. Поэтому политический лидер, депутат, представитель общества лично знаком с большинством избирателей в своей коммуне или соседстве. В Грузии депутат, политический лидер может позволить себе рукопожатие с избирателем только перед объективами камер и по-большей части перед выборами или референдумом. При ошибке и потере легитимности, лидер подвергается гонению, его лишают имущества или\и свободы.
Особенностью грузинского общества является наличие достаточно многочисленной касты разбитых, деморализованных граждан, которые находятся в хроническом стрессе по причине неоднократно пережитых трагедий.
В истории современной Грузии было больше войн, чем во всех пост-советских странах, и все они затронули все общество целиком. Это две гражданские войны, войны с Северным Кавказом и Россией в абхазском и цхинвальском регионах, война государства с криминалом после «Революции Роз», война за независимость с Россией 2008 года.
Надежды на освобождение от этого стресса, возлагаемые этими людьми на лидеров красных и синих, делают их не только последователями партий, но и фанатично преданной лично этим лидерам свитой. Эти люди готовы вступить в непримиримый и беспощадный бой со сторонниками политических оппонентов. К счастью для Грузии, таких людей с той и другой стороны не так много, чтобы спровоцировать новую гражданскую войну, но достаточно для того, чтобы поддерживать постоянное напряжение.
Для синих ситуация сложна тем, что им приходится в ситуации отсутствия кадров допускать свою «свиту» к власти. К тому же, их лидеру нужна Грузия как личная крепость, так как быть миллиардером пост-советского пространства достаточно опасно. Если синие потерпят поражение у лидера ГМ, в отличии от лидера ЕНД, нет места, куда бы он смог ретироваться. Поэтому власть в Грузии для миллиардера это единственное условие его личной безопасности.
У красных, напротив, имеется достаточно квалифицированных кадров и «свита» к управлению не допускается, но есть большая проблема с лидерством. Ранее в других статьях мною отмечалось, что лидер ЕНД, не выпуская свою партию из рук только вредит ей. Много лет после провальной операции по восстановлению конституционного строя в Грузии имидж партии поддерживал своего лидера, который отказывался идти в отставку.
Теперь заявления о том, что лидер красных конфискует все имущество у лидера синих и заключит под стражу, не способствует ни закулисным переговорам между партиями, ни привлечению избирателя. Более того, анонс приезда лидера красных, заставило синих мобилизоваться и подготовиться. Возможно, что эта угроза спровоцировала теракт против одного из руководителей ЕНД.
Прошедшие 8 октября выборы показывают, что в ЕНД существует кризис управления. События с погромами избирательных участков, где ЕНД побеждало только подтверждает эту гиппотезу, так как не была организована защита избирательных участков.
Избирателю не понятно кто действующий лидер ЕНД; кто координирует действия в Грузии; за кого они реально голосуют. Возможно и в самой партии смутно представляют кто за что несет ответственность и что надо делать. Многие сторонники ЕНД не голосовали вообще, только потому, что они не хотели голосовать за главнокомандующего, который проиграл сражение и не ушел в отставку и за удельного князя, который стремиться удержать власть находясь на службе в другом царстве.
В ЕНД есть много лидеров, способных возглавить партию, победить на выборах и быть успешными в продолжении демократических и экономических реформ. Но, например, «хилларизация» грузинской политики было бы возможным, только, если после скандала ее виновник откажется от участия в политике, по крайней мере, в пространстве грузинской политики.
Особенности внешне-политического окружения.
В отличие от избирателей других партий, избиратели ЕНД составляют прогрессивную, наиболее интеллектуальную и образованную часть населения. Это связано с тем, что ЕНД ассоциируется с развитым западным обществом, ценностями современных культур — в том числе, безопасностью, — и современным прогрессом.
Существуют основания для того, чтобы согласиться с экспертным мнением, — «демократическая Грузия» это западный проект. Сложно представить, что, к примеру, в социальном пространстве, где каннибализм считается нормой, вдруг по заказу общества возникло вегетарианство.
Невозможно игнорировать такие факты поддержки со стороны западных друзей Грузии, как многолетняя программа обучения и снабжения грузинской армии; как финансовая и экспертная поддержка институциональных реформ, в том числе и высокие зарплаты госслужащих, военных и полиции; как информационная — PR, технологическая и инвестиционная и иная поддержка экономики Грузии; финансирование неправительственного сектора и образования; и так далее.
Гражданское общество и политические партии настолько привыкли к этой поддержке, что уже не замечают как на каждой конференции и встрече с представителями международных организаций или зарубежных политических партий требуют дополнительных средств на развитие, того или иного проекта или чего то еще, тем самым теряя лицо и становясь политическими иждивенцами.
Следует напомнить, что идеологическая и геополитическая борьба между Западом и Россией продолжается, и Грузия, на определенном этапе, играла ключевую роль в этой игре. Однако после того, как США удалось разбить германо-российский союз, выбить российское влияние из Европы, стран Ближнего Востока и Северной Африки, а также заключить своего основного соперника в оковы санкций, значимость Грузии резко понизилось. Более того, импульсивность политических лидеров, их стремление к кланово-феодальной форме и неразвиваемость грузинской социальной системы постепенно ведет к закрытию этого проекта.
Западным субъектам международного права становится менее интересна внутриполитическая жизнь грузинского общества, так как грузинское общество пока не обрело ресурсы для трансформации и реальной демократизации. В этой связи, становится понятным метания грузинского избирателя ЕНД, который хочет голосовать за западный проект, но в реальности ему предлагают голосовать за несменяемого вождя, стремящегося узурпировать все внутрипартийные ресурсы и при их помощи реализовывать свои личные проекты.
Второй внешнеполитический игрок, который имеет влияние на внутриполитические процессы в Грузии — Россия.
Популярность ГМ основывается на том, что несмотря на многие ошибки, приостановление реформ, стагнацию экономики, постепенное возвращение коррупции, криминализация социо-экономического пространства, унизительного коллаборационизма и прочее; главная угроза безопасности Грузии — вторжение российских войск — не стоит на повестке дня.
Неформальная власть российского олигарха в Грузии дает грузинскому обществу гарантии невозобновления войн. Это предполагает смягчение режима следования закону, что очень важно изголодавшемуся по «свободе» населению Грузии, так как достаточно широкий пласт населения по-прежнему симпатизирует криминалу.
Российская политическая элита очень коварный партнер, и, безусловно, представляет угрозу, особенно независимым от нее олигархам. Несмотря на усиление российских позиций в Грузии лидеру ГМ выгодно сохранять про-западную силу в качестве гарантии собственной безопасности.
Грузинский выбор 2016 — грузино-украинские параллели
Грузинским выбором должна стать рациональность, которая диктует строить однородную организованную структуру противодействующую вызовам и угрозам, фатальным для грузинской государственности. Тотальная фальсификация, которая, судя по видео доказательствам и многочисленным фактам, происходит на этих выборах может взорвать общество. Несмотря на то, что грузинское общество склонно согласиться на флегматичную, инертную и беззубую власть, по той причине что пассионарность оказалась непродуманной, импульсивной и дезорганизованной, не стоит играть с огнем.
Сейчас существует несколько сценариев возможного развития ситуации:
— Проведение второго тура и двухпартийный сбалансированный парламент. Этот вариант устраивает всех, кроме российского руководства.
— Победа синих при помощи фальсификаций. Это повлечет за собой: тотальное давление на красных, дальнейшие репрессии, вытеснение западных союзников и расширение влияния российской политической элиты, экономический спад и крах, пост-советизация социального пространства, авторитаризм и диктатура.
— Массовые акции протеста в поддержку ЕНД, применение насилия государством, и затяжное противостояние. Украинский сценарий.
Два последних сценария выгодны российскому руководству, потому что в любом случае у него появляется возможность восстановить свои базы в Грузии.
К сожалению, они наиболее возможны, так как в грузинской политике отсутствует рациональность. Неспособность договариваться это основная черта грузинских политиков, и она ведет к непредсказуемым последствиям.
Грузинское общество стоит перед двумя тестами и одним экзаменом:
— тест на зрелость и способность к компромиссу ради общего блага — сбалансированный двухпартийный парламент;
— тест на приверженность к демократии — поддержку честных выборов;
— экзамен на «национальность» — сплочение перед внешней угрозой и организация сопротивления внешнему агрессору.
Причем прохождение тестов автоматически снимает необходимость доказывать что-то на экзамене.
Невозможность первого сценария будет держать общество под напряжением весь срок властных полномочий; у лидеров ГМ будет выбит единственный козырь ее «услужливой» политики — гарантии невозобновления конфликта с Россией; западные страны еще меньше будут интересоваться Грузией, что повлечет утечку капиталов и экспертов; легитимность власти в любой момент может быть подорвано, и оно вынуждено будет применить насилие. Хотя возможно, что особенность грузинского менталитета — лень, безразличие и безответственность, вновь погрузит все общество в состояния бездействия на четыре года, и единственное отличие партий друг от друга будет только их цвет.