Важным событием этой недели стала победа на выборах следующего генсека организации 67-летнего португальца Антонио Гутерриша (добавим, что в СМИ встречается разная транскрипция его фамилии, но именно эта употребляется в официальных сообщениях украинской миссии при ООН, поэтому пока будем использовать ее).
Де-юре он пока победил только на голосовании в Совбезе. Его кандидатура еще должна пройти Генеральную ассамблею для окончательного назначения, но де-факто нет сомнений, что именно Гутерриш станет девятым генеральным секретарем ООН.
Новоизбранный генсек был премьер-министром Португалии и верховным комиссаром ООН по делам беженцев. Он проработал в системе ООН 10 лет и хорошо разбирается как в международных отношениях, так и в функционировании организации. Но перед ним стоят крайне сложные задачи. Сможет ли новый руководитель решить их?
Задача №1: преодолеть неэффективность ООН
Приветствуя Гутерриша, действующий генсек ООН Пан Ги Мун выразил уверенность, что новоизбранный лидер сможет эффективно управлять организацией «в такое критическое время». По мнению Пан Ги Муна, его преемник должен сосредоточиться на операциях по поддержанию мира, устойчивом развитии, защите прав человека, смягчении гуманитарных кризисов и соблюдении гендерной политики.
Фактически Пан Ги Мун обозначил ключевые нерешенные проблемы, которые он оставляет своему преемнику. И главной из них является неэффективность системы ООН в целом.
Организация, созданная 70 лет назад, превратилась в большую бюрократическую машину. Только в Секретариате ООН, одном из шести главных органов, работает 5,5 тысяч человек, а бюджет организации в 2016-2017 годах достиг 5,4 миллиарда долларов. Это — не учитывая финансирования операций по поддержанию мира (8,27 миллиарда долларов в 2016 году), гуманитарной помощи (20,1 миллиарда долларов в 2016 году) и прочих расходов.
Но даже эти огромные ресурсы не позволяют полноценно решать сложные вопросы поддержания мира и стабильности. В том числе — из-за существующей системы работы ООН.
Наглядно иллюстрирует проблему процедура избрания генерального секретаря. По сути, победителя выборов определяют лишь 5 из 193 членов организации — постоянные члены СБ ООН. После согласования кандидатуры в Совете Безопасности (требуется согласие 9 из 14 членов СБ, но для вето достаточно несогласия одного постоянного члена СБ) голосование в Генеральной ассамблее уже считается формальностью.
По подобной схеме принимаются и другие важные для мира решения.
Итак, одна страна, если она является постоянным членом СБ ООН, может заблокировать решения, необходимые для поддержания мира и безопасности, и это происходит постоянно. На днях Россия заблокировала резолюцию по стабилизации ситуации в Сирии, а в течение последних 2,5 лет — блокирует все решения Совбеза по Крыму.
Не удивительно, что ООН не принимает активного участия в урегулировании конфликта на востоке Украины, не присылает наблюдателей, не участвует в формировании миротворческого контингента, переложив эти функции на ОБСЕ. Хотя последняя больше приспособлена не к миротворческой деятельности, а к постконфликтному урегулированию ситуации.
Так решения об урегулировании конфликта блокируются страной-агрессором.
Кому угодит Гутерриш?
Учитывая обострение конфронтации между ключевыми членами ООН, Антонио Гутерриш обозначил свою роль генсека как беспристрастного посредника. Он предложил укрепить превентивную дипломатию и выразил надежду на эффективность работы именно СБ ООН.
Избрание нового генсека ООН состоялось в условиях углубления противоречий между его ключевыми членами. Антонио Гутерриш стал компромиссной фигурой, которая удовлетворила всех членов Совбеза, ведь окончательное одобрение произошло единогласно.
Правда, постоянные члены СБ возлагают на нового лидера ООН разные надежды.
Великобритания и США первоочередным приоритетом определили преодоление раскола в организации и объединение стран-членов вокруг решения текущих проблем в мире. Так, постоянный представитель Великобритании в ООН Мэтью Райкрофт отметил, что новый генсек «должен вывести ООН на новый уровень в плане руководства, обеспечить организационную силу и моральный авторитет в то время, когда мир расколот по таким вопросам, как Сирия».
Соединенные Штаты и их посол Саманта Пауэр считают, что Гутерриш «должен мобилизовать чиновников ООН и страны-члены, чтобы гарантировать, что ООН действительно инвестирует в предотвращение и урегулирование конфликтов». Среди проблем она упомянула ситуацию в Сирии, поведение КНДР, изменение климата, проблемы в госуправлении отдельных стран и более чем 65 миллионов перемещенных лиц.
Похожая позиция и у Франции. Французский президент Франсуа Олланд в выступлении на Генассамблее выразил ожидания, что ООН «возьмет на себя ответственность» и будет способна ответить на современные вызовы безопасности. Сейчас эффективность ООН Франция оценивает именно по способности прекратить войну в Сирии, ввести в действие Парижское соглашение по противодействию изменениям климата, противодействовать терроризму и нелегальной миграции.
Китай же в ООН избегает острых углов и большее внимание уделяет построению мирного, стабильного и развитого мира. Пекин также говорит о проблеме раскола в ООН, но на первый план ставит цели устойчивого развития. Однако Китай настаивает на соблюдении принципов Устава ООН и усилении ведущей роли организации в качестве арбитра в урегулировании конфликтных вопросов, осуждая применение силы.
Антонио Гутерриш удовлетворил и Россию, но у Москвы — другие ожидания.
Для нее главной проблемой в ООН являются обвинения международного сообщества в адрес РФ в бомбардировках мирных объектов и кварталов в Алеппо. Поэтому России крайне важно сохранять право вето, чтобы не допускать принятия в ООН решений, которые не будут соответствовать ее политике.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров неоднократно подчеркивал важность сохранения нынешней системы голосования в Совете Безопасности, которая и позволяет России действовать безнаказанно.
Чего ждет Украина?
Украина, которая сегодня является членом Совбеза, также поддержала Антонио Гутерриша. Посол Владимир Ельченко сообщил, что в ходе предварительных консультаций Гуттерриш выразил положительную позицию по Украине и продемонстрировал хорошее понимание ситуации на Донбассе.
От нового генсека ООН Украина ожидает большего вовлечения организации в урегулирование российско-украинского конфликта и укрепление его авторитета в качестве независимого «арбитра».
Хотя с 1 января 2017 года на должность генерального секретаря ООН придет новый политик, который хорошо разбирается в системе организации, но действующие механизмы принятия решений в ООН и фактическая возможность постоянных членов СБ ООН воспользоваться правом вето могут свести на нет его попытки превратить ООН в действенную и эффективную международную организацию.
Преодоление этих факторов может стать главным вызовом для деятельности Антонио Гутерриша на посту генсека ООН.
Тем более, что в последнее время все чаще звучат призывы к внесению изменений в систему принятия решений в Совете Безопасности.
В этом с ним солидарна и Украина, ведь задекларированное в резолюции ГА ООН от 27 марта 2014 года уважение территориальной целостности Украины должно быть реализовано на практике путем наказания агрессора и восстановления международно признанных границ Украины.