Президент России Владимир Путин прибыл на открытие 23-го Всемирного энергетического конгресса и провел двусторонние переговоры с президентом Реджепом Эрдоганом, после чего оба лидера сделали ряд заявлений.
Эта встреча и подписание соглашения по проекту газопровода «Турецкий поток», достижение договоренностей по АЭС «Аккую», сотрудничество в области развития оборонной промышленности Турции, возобновление Россией импорта цитрусовых, который приносит Турции большой доход, — все это важные решения.
Например, то, что Турция благодаря проекту «Турецкий поток» будет напрямую получать природный газ из России, причем по сниженной цене, — немаловажное достижение…
Моменты, которые привлекли внимание
В 2016 году все туристические города Турции понесли большой ущерб с точки зрения туризма, «главного из наших крупнейших источников доходов»; отели и пляжи опустели.
Если двусторонние отношения нормализуются, этот ущерб может быть в определенной мере покрыт.
В выступлении Путина был ряд моментов, которые обратили на себя особое внимание.
Так, например, в своей речи он отметил: «Недавно произошла попытка переворота. Я поздравляю турецкий народ с тем, что ситуацию удалось сохранить под контролем». При этом российский лидер не упомянул об «атаке террориста-смертника Рабочей партии Курдистана (РПК) в Шемдинли», о чем в тот день сообщали первые полосы всех СМИ.
Офис PYD в России
О теракте, который погрузил нашу страну в траур и подверг ее жестокому испытанию, о теракте, который унес жизни десяти наших молодых солдат и пяти мирных жителей, и еще 27 человек были ранены, невозможно было забыть «в дипломатическом выступлении на международной конференции», хотя бы из уважения к стране-хозяйке.
Этот факт сразу же напомнил о представительстве, которое PYD-РПК не так давно открыла в России, и о том, что в открытии этого представительства участвовали члены Демократической партии народов Турции (которые почему-то молчат в последнее время).
После выступления Путина журналист Метехан Демир (Metehan Demir) в одной телепрограмме отметил: «Это Россия обвинила Турцию в сотрудничестве с ИГИЛ» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим.ред.).
Действительно, они сделали это в период напряженности в отношениях двух стран и даже сказали, что «располагают доказательствами».
Когда напряженность прошла, они замолчали.
Они, с одной стороны, обвинили Турцию в «пособничестве террористической организации», а с другой — сами разрешили РПК-PYD открыть офис в России.
Алеппо бомбят они
Из выступлений не было понятно, о чем конкретно говорили с Путиным в рамках сирийского вопроса. Они использовали лишь такие общие фразы, как «гуманитарная помощь Алеппо» и «прекращение кровопролития в Сирии».
Тем не менее для Турции сирийская проблема не ограничивается Алеппо.
Главная проблема — PYD-РПК, которая при поддержке США, России и Асада обрела широкий простор для действий на севере Сирии, у границы Турции… Туркменские горы, которые бомбит Россия и силы Асада, и туркмены, которые теряют свои жизни, дома и вынуждены бежать в Турцию…
Что же касается Алеппо… Путин говорит о «предложении ООН о прекращении кровопролития в Алеппо».
Тем не менее именно Асад и Россия бомбят Алеппо, исходя из того, что там «есть оппозиция». Еще 11 февраля 2016 года, несмотря на предупреждения ООН, российские военные самолеты вместе с силами Асада бомбили Алеппо.
И по сей день продолжают это делать. Кого и в чем можно убедить в такой ситуации?
Способно ли согласие по таким вопросам, как экономика, газ, оборонительные системы, и обеспечение взаимных выгод принести с собой политическое согласие?