По подстрекательству православной церкви закрываются спорные выставки, власти преследуют блоггеров-богохульников. Церковь поддержала петицию против либеральных законов об абортах в государстве.
Он — именно тот человек, благодаря которому в России введен запрет на «пропаганду гомосексуализма». Он протестует против ознакомления школьников с теорией Дарвина. Он хочет учредить «полицию морали», чтобы она патрулировала улицы. Было время, когда он носил футболку с надписью «Православие или смерть!»
42-летний Виталий Милонов — один из новоизбранных депутатов Госдумы, нижней палаты российского парламента, новый состав которой впервые собрался на прошлой неделе. Милонов обещает энергично взяться за работу.
«Закон — это не Ветхий Завет. Закон — это то, что можно изменить на раз-два. И когда нам надо, мы этот закон меняем», — заявил он СМИ в своем родном Санкт-Петербурге после победы на выборах.
Влияние Госдумы на повседневную политику ограничено, но в последние годы она представила целый ряд неожиданных законопроектов в различных сферах. И Виталий Милонов — не единственный в российской власти, кто считает своим приоритетом борьбу за повышение общественной морали.
В последнее время в этой области случился целый ряд назначений и инициатив. В августе профессор Ольга Васильева, имеющая тесные связи с Русской православной церковью, стала министром образования и науки.
«По ее мнению, церковь должна сблизиться со школой, а государство — с церковью», — прокомментировал директор независимой радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.
В прошедшем месяце еще один человек, связанный с консервативным крылом православной церкви, занял высокий пост: психолога Анну Кузнецову назначили на должность омбудсмена по защите прав детей при Путине.
Многие российские СМИ сообщили, что Кузнецова — приверженка псевдонаучной теории о так называемой телегонии. Согласно этой теории, все бывшие партнеры женщины физически и психически воздействуют на ее будущих детей.
«Если у женщины было несколько партнеров, то велика вероятность рождения ослабленного ребенка из-за смешения информации», — утверждает Кузнецова.
Последствия морального перевооружения проявляются и в других областях.
В конце сентября в Москве закрыли выставку американского фотографа Джока Стёрджеса (Jock Sturges), который снимает обнаженную натуру. Решение было принято в результате протестов со стороны ряда консервативных парламентариев.
Одновременно заблокировали несколько иностранных порносайтов и запустили еще несколько пробных шаров — от ликвидации системы «бэби-боксов», где матери анонимно оставляют нежеланных детей, до споров на тему права женщины на аборт.
Политики-пуритане
После распада Советского Союза влияние православной церкви на политику стало усиливаться. Русские политики, которые много десятилетий проповедовали атеизм и боролись с религией, изменили свою риторику, приспосабливаясь к новым реалиям.
Владимир Путин редко упускает возможность продемонстрировать свою близость к церкви, особенно в третий президентский срок, начиная с 2012 года. Сейчас он всерьез продвигает церковные и моралистские принципы.
После того, как в 2012 году феминистская группа Pussy Riot устроила «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя в Москве, был принят новый закон против «оскорбления чувств верующих».
В этом году он применялся несколько раз. В Ставрополе на юге России блоггер попал под суд за то, что написал «бога нет» в социальных сетях.
Против другого блоггера в уральском Екатеринбурге возбудили дело за то, что он пытался ловить покемонов в церкви и выложил в интернете соответствующее видео. Ему угрожает срок до пяти лет лишения свободы.
Сложно сказать, насколько население поддерживает эту политику под влиянием церкви. По данным опроса, проведенного в России немецким Фондом Фридриха Наумана, есть ряд областей, где большинство разделяет взгляды консерваторов и церкви. Так, целых 70% опрошенных заявили, что надо запретить гомосексуализм, а 60% считают, что русская православная церковь должна иметь возможность влиять на политику государства.
Изнасилование и убийство
Но слова нередко расходятся с делом. Например, это касается абортов. Очевидно, что в этой области российское население не придерживается церковных предписаний.
По информации российского правительства, сейчас совершается около 700 тысяч абортов в год. Принимая во внимание соотношение этой цифры и числа верующих, можно говорить о значительном снижении по сравнению с 1990-ми, когда в год делалось от трех до четырех миллионов абортов. Но в европейской перспективе число абортов по-прежнему очень велико.
Православные активисты запустили петицию за запрет абортов. Их цель — собрать один миллион подписей.
Петицию уже подписал предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл. Позже церковь прокомментировала, что хочет не запретить аборты, а вывести их за рамки государственной бесплатной медицины.
Однако в новом парламенте имеются сторонники намного более радикальных шагов, включая Виталия Милонова. Он считает, что аборты следует запретить даже в случае беременности, наступившей в результате изнасилования.
«Изнасилование — менее серьезное преступление, чем убийство. А женщина совершает убийство, оправдывая его изнасилованием», — поясняет он.
Доминирующее православие
Примерно 70% россиян считают себя православными христианами.
Русской православной церкви принадлежат около 35 тысяч церковных зданий по всей стране.
С 2009 года Русскую церковь возглавляет патриарх Кирилл.
Русская православная церковь тесно общается с Владимиром Путиным и российской правящей элитой.