Изоляция России? «Да у них моторесурсов и бензина не хватит нашу границу объехать! Какая изоляция?» Иронизируя, Владимир Путин, выступавший в среду, 12 октября, на форуме предпринимателей, пошел в атаку по всем фронтам, от политики до экономики, излагая свою версию событий, произошедших с тех пор, как месяц назад потерпело фиаско соглашение России с США по Сирии, после чего отношения между Москвой и Вашингтоном, а следом — и между Москвой и Европой — стали стремительно и опасно ухудшаться. Однако, по мнению Путина, Россия не несет за это ответственности. «Я уже сто раз повторял, что мы готовы искать компромиссы и хотели бы, чтобы наши партнеры могли сказать то же самое нам».
«Мы тоже обеспокоены ухудшением российско-американских отношений, — заявил Путин, — но это не наш выбор, мы к этому никогда не стремились, наоборот, мы хотим иметь дружеские отношения с такой огромной великой страной, с ведущей экономикой мира, как американская экономика». Однако с нынешней американской администрацией вести диалог сложно. Более того, «диалога практически нет», — признался Путин. Белый дом в Вашингтоне заявляет, что даст «адекватный» ответ на вмешательство Москвы, которая формально обвиняется в организации хакерских атак против демократической партии и попытке оказать влияние на предвыборную кампанию. Путин же отвечает, что Россия не заинтересована в скандале, скорее, эта «истерия» нужна, чтобы отвлечь американских избирателей: «Все говорят о том, кто это сделал, — говорит Путин, — разве это так важно? Самое главное — это содержание информации (опубликованной хакерами — редакция Il sole 24 ore)». «Первостепенная проблема американской предвыборной кампании — это Россия, — иронизирует Путин. — Они все время говорят о нас. Это, конечно, приятно, но всему есть свой предел», потому что антироссийская риторика «отравляет двусторонние отношения».
По поводу санкций наложенных на Россию Америкой и Европой в связи с украинским вопросом, Путин признал, что они наносят российской экономике ущерб, особенно на технологическом фронте. «Мы часто, как мантру, повторяем, — говорит президент Путин, — что так называемые пресловутые санкции на нас не очень-то влияют. Влияют. Самая серьезная угроза касается передачи технологий». Это наносит ущерб не только российской экономике, «но и мировой экономике в целом».
Дискуссия по поводу наложенных на Россию санкций перемещается с украинского фронта к сирийскому: во Франции, Великобритании раздаются голоса, призывающие к санкциям в связи с «военными преступлениями», совершенными против населения Алеппо. По этой теме Путин утверждает, что Соединенные Штаты и Европа несправедливо приписывают России ответственность за нарушение перемирия в Сирии. Бомбардировку гуманитарного конвоя при въезде в Алеппо, сказал Путин, надо приписывать не русским и их сирийским союзникам, а экстремистским группировкам. «Это была террористическая организация, — сказал Путин. — Нам известно, что американцы об этом знают, но предпочитают занимать иную позицию и бросаться обвинениями в адрес России».
Рядом с США оказывается Франция, которая вносит свою лепту в повышение напряжения. Представленная в ООН резолюция Парижа, в которой содержится требование остановить бомбардировки Алеппо, представляется Путину, на самом деле, маневром, «чтобы спровоцировать в контролируемых ими СМИ антироссийскую истерию», потому что французы знали, что Россия наложит свое вето. Дипломатическое столкновение привело в среду, 12 октября, к отмене намеченного на 19 октября визита Путина в Париж.