До присоединения Швеции к Совету безопасности ООН в Нью-Йорке в новом году осталось всего несколько месяцев. МИД страны решил, что необходимо улучшить отношения с Россией, чтобы Швеция в перспективе смогла вести в Совете безопасности полноценную деятельность и добиваться результатов.
Министр иностранных дел подтвердила это намерение, как и его связь с Советом безопасности.
«В преддверии и во время нашего членства в Совете Безопасности ООН было бы естественно поддерживать контакты со всеми его участниками, в том числе, на политическом уровне. Я и прежде не скрывала этого намерения. Как я уже говорила, я готова встретиться с моим российским коллегой Сергеем Лавровым», — сообщила Маргот Валльстрём (Margot Wallström) в письменном комментарии для SvD.
Как стало известно SvD, в правительственном аппарате на уровне как министров, так и простых чиновников МИД резко критикует то, что характеризует как «воинственный» настрой министерства обороны в отношении России. МИД требует снизить градус недовольства, чтобы найти возможность возобновить связи с режимом Путина.
«МИД два года был нацелен на членство в Совете безопасности ООН, и улучшение отношений с Россией стало центральной частью их программы, даже если это противоречит чьим-либо интересам и приводит к недооценке агрессивных действий России. МИД не так серьезно относится к российской угрозе, как все остальные», — заявил источник SvD.
При этом уточняется, что контакты на высоком политическом уровне не означают дипломатической нормализации отношений. Швеция продолжает критиковать аннексию Крыма Россией, войну на востоке Украины, действия в Сирии. О визитах на уровне глав правительств речи не идет.
В настоящее время между Швецией и Россией разорваны все двусторонние контакты на министерском уровне. Но секретарь кабинета министров Анника Сёдер (Annika Söder) встречалась со своим российским коллегой Владимиром Титовым в Стокгольме и в Москве.
Министр иностранных дел Маргот Валльстрём и глава МИД России Сергей Лавров общались в ходе многосторонних встреч, например, в рамках европейской организации безопасности и сотрудничества ОБСЕ в Базеле в декабре 2014 года. Как сообщала Валльстрём, Лавров тогда был «крайне раздражен» тем, что Швеция подвергла критике политику России.
«Как и в ЕС, шведская политика заключается в том, чтобы одновременно отстаивать собственные принципы, в данном случае — критиковать Россию за агрессию на Украине и действовать в направлении продления антироссийских санкций, и при этом поддерживать необходимые контакты с Россией», — заявила Маргот Валльстрём.
На саммите НАТО в Варшаве в июне Валльстрём поднимала тему контактов с Россией, сформулировав ее как «настало время нам поговорить». В интервью с финским телевидением во время заседания Северного совета на Аландских островах премьер-министр Стефан Лёвен также заявил, что открыт для диалога с Россией, добавив, однако, что «мы еще не обсуждали конкретных деталей».
В четверг в риксдаге снова пройдут дебаты о шведской безопасности, причем не в связи со снижением российской угрозы, а, скорее, наоборот.
Несколько недель назад верховный главнокомандующий Микаэль Бюден (Micael Bydén) принял решение отправить на Готланд постоянный военный гарнизон, учитывая усиливающуюся напряженность и повышенную российскую активность вблизи Швеции. Последний пример — размещение Россией ракетных комплексов «Искандер» с ядерными боеголовками в анклаве Калининград на противоположном берегу Балтийского моря.
«Политика провокационных сигналов», — прокомментировал эти данные министр обороны Петер Хультквист (Peter Hultqvist).
Еще в июле близкого к Хультквисту государственного деятеля Яна Салестранда (Jan Salestrand) приглашали в Москву на двусторонние переговоры о ситуации на Балтике с заместителем российского министра обороны Анатолием Антоновым. Но он так и не дал ответа на приглашение, хотя Маргот Валльстрём теперь призывает к сближению с Россией.
«Давно не было настолько плохих отношений»
Посол России в Стокгольме Виктор Татаринцев недавно сказал, что отношения России и Швеции сейчас находятся «на низшей отметке за долгое время». При этом он отрицает, что российская армия представляет угрозу для Швеции, называя это предположение «полной чушью».
Между Швецией и Россией не осуществлялось двусторонних контактов на уровне министров с тех пор, как Россия в 2014 году аннексировала Крым и вступила в войну на востоке Украины.
Вместо этого связи ограничились уровнем секретарей кабинетов министров. Страны высылали дипломатов и обменивались обвинениями в связи с инцидентами в воздухе над Балтийским морем, а также сближением Швеции и НАТО.