Весной 1944 года Советский Союз обдумывал возможные изменения в расположении границы, которую могли отодвинуть до озера Саймаа. Города Лаппеенранта и Иматра были бы присоединены к Советскому Союзу. Кроме того, Советский Союз взял бы в аренду Свеаборг, то есть смог бы разместить свои войска прямо напротив Хельсинки, а также создать военную базу на Аландских островах. Об этом рассказывается в новой книге профессора Киммо Рентолы (Kimmo Rentola) «Сталин и судьба Финляндии» (Stalin ja Suomen kohtalo, издательство Otava).
Сталин поставил дополнительные условия
Эти требования не были указаны в списке, который был передан представителям Финляндии в марте 1944 года в Москве. Их рассматривали в качестве дополнительных условий. Советский Союз не сообщил об этих планах союзной Британии, которой часть договора была предоставлена для комментирования. Профессор Киммо Рентола полагает, что Сталин и министр иностранных дел СССР Молотов составили дополнительные условия, но ситуация не зашла настолько далеко, чтобы их стали обсуждать.
Рассматривались и еще более серьезные требования
Мирное соглашение по итогам Советско-финской войны 1941-1944 годов было достигнуто не весной 1944 года, а только лишь после тяжелых летних столкновений. Комиссия, возглавляемая маршалом Климентом Ворошиловым, известным командующим советскими войсками, подготовила для переговоров о перемирии условия, согласно которым Советский Союз требовал бы от Финляндии значительно большие территории. Само название документа было напыщенным: «О безоговорочной капитуляции Финляндии».
До окончания войны с Германией советские войска могли бы в соответствии с необходимостью оккупировать «Хельсинки с укрепрайоном», Аландские острова, города Турку, Вааса и Торнио. Для размещения военных баз Советский Союз получил бы полуостров Ханко, полуостров Порккала, «укрепрайон Котки», острова Хаапасаари и Мякилуото. По мнению Рентолы, речь шла, тем не менее, о «проекте», который не был благословлен Сталиным.
Сталин хотел быстро решить проблемы на финляндском направлении
Ворошилов пережил личное унижение в годы Зимней войны. Сталин обвинял его в плохой организации боевых действий. Рентола не считает, что это повлияло на подготовку условий: скорее всего, маршал просто выполнял свою работу. Правда, по словам Рентолы, карта с предполагаемым разделом территорий выглядит так, словно кто-то неожиданно провел красную черту, а чиновники потом искали подходящие города для того, чтобы их можно было бы включить в список условий.
В конце концов, после тяжелых боев, Советскому Союзу оказалось достаточной аренда территории Порккалы и присоединение района Петсамо с установлением границы 1940 года. По мнению Рентолы, Сталина отвлекла ситуация в Польше: действия Советского Союза в стране раздражали западных союзников. Поэтому ситуацию на финляндском направлении хотели урегулировать максимально быстро.