«Не слишком это приятно, когда над судами летают ракеты», — говорит Аудун Марок (Audun Maråk) из организации рыболовного флота.
Все больше людей думают, что в отношениях между Востоком и Западом снова наступила холодная война. Кое-где это ощущается более отчетливо, чем там, где живем мы сами.
Российская военная активность в Баренцевом море в последние несколько лет существенно возросла.
Это сказывается на норвежских рыбаках, которые теперь просто-напросто не отваживаются работать в некоторых частях Баренцева моря, опасаясь российских ракет и военных судов.
«Это были очень напряженные дни в Баренцевом море, где разные рода войск проводили стрельбы. В среду случилась кульминация — были запущены три межконтинентальные ракеты», — говорит Томас Нильсен (Thomas Nilsen), редактор The Independent Barents Observer.
Представители отрасли требуют, чтобы правительство с этим разобралось. В пятницу властям страны было направлено письмо, в котором просят ответить на вопрос о том, что делается для того, чтобы разрешить ситуацию, которую занятые в отрасли характеризуют как неприемлемую.
Пробные запуски с российских атомных подводных лодок и прочие весьма драматичные проявления военной силы стали буднями в районах, близких к территории Норвегии на севере.
Норвежских рыбаков, наблюдающих это в непосредственной близости, это пугает.
«Не слишком это приятно, когда над судами летают ракеты», — говорит Аудун Марок (Audun Maråk), директор организации рыболовного флота.
«В российскую зону они заходить не осмеливаются»
Все больше российских военных учений, становящихся все масштабнее, привели к тому, что норвежские рыболовецкие суда на практике сейчас уже не могут вести лов во многих районах восточной зоны Баренцева моря.
Это происходит на фоне того, что российские суда свободно и беспрепятственно могут пересекать границу и вести лов в норвежской зоне.
«Для всех сторон это абсолютно неприемлемая ситуация. Сегодня норвежские рыбаки вынуждены убраться оттуда. Они не осмеливаются зайти в российскую зону, потому что там внезапно начинаются военные учения», — говорит Марок в беседе с TV 2.
Норвегия и Россия совместно распоряжаются рыбными ресурсами в Баренцевом море. Этому сотрудничеству уже 40 лет. Задача российских и норвежских ученых — определять, сколько в море рыбы, а значит, сколько ее может быть выловлено.
Чтобы получать достоверную информацию, по обе стороны границы должны вестись исследования. Обычно это чисто рутинный вопрос, но в последние два года и Институту океанографии вход в российскую часть Баренцева моря был запрещен.
— А чем русские объясняют то, что вы не должны туда заходить?
— По правде говоря, никакой причины нам не назвали, — говорит директор Института океанографии Сиссель Рогне (Sissel Rogne).
Ученые и рыбаки опасаются, что данные о том, сколько рыбы может быть выловлено, становятся, таким образом, неполными.
Директор Института океанографии полагает, что причина отсутствия желания сотрудничать ясна.
«Я думаю, что, когда между Норвегией и Россией плохие «погодные условия», это распространяется на многие области, в том числе и на океанографию», — говорит Сиссель Рогне.
Военные учения затрагивают и норвежскую зону
И, как будто всего этого недостаточно, норвежские рыбаки видят, что российский военно-морской флот расширяет сферу деятельности.
В последнее время районы, где проходят учения, расширились, так что стало опасно находиться и в некоторых районах норвежской экономической зоны, на расстоянии в 35 морских миль в самой норвежской зоне.
— На норвежской территории?
— Да, и в важных норвежских рыболовецких районах в норвежской экономической зоне. Это территория, свобода распоряжения которой на практике ограничена, потому что они не осмеливаются туда заходить, поскольку, войдя туда, можешь оказаться в неприятном положении, — говорит Аудун Марак из Организации рыболовного флота.
«У России амбиции сверхдержавы, она сейчас использует Баренцево море как полигон для всех своих родов войск. И быть ее соседом в данной ситуации — достаточно проблематично», — говорит редактор Томас Нильсен в беседе с TV 2.
Рыболовецкий флот надеется, что правительство вмешается и потребует от русских, чтобы те успокоились. Оно уже вмешалось, но пока результатов не принесло.
«Да, мы очень обеспокоены. Мы хотим, чтобы у норвежской промышленности были наилучшие условия, именно поэтому мы подняли этот вопрос в беседах с российскими властями и сделаем это вновь на следующей неделе», — говорит заместитель руководителя делегации на переговорах Арне Рёксунд (Arne Røksund), помощник заместителя министра в Министерстве экономики и рыболовства.
На следующей неделе Норвегия и Россия встретятся на ежегодных переговорах о рыболовстве. Но пока руководитель норвежской делегации не связывает с этими переговорами слишком большие ожидания.
«Мы очень надеемся на то, что получим объяснения того, что касается исследовательской деятельности. Что касается активности, связанной с учениями, посмотрим, но, во всяком случае, мы собираемся донести нашу мысль четко и ясно», — говорит Рёксунд в беседе с TV 2.
Российское посольство в Осло в разговоре с TV 2 факты дискриминации в Баренцевом море отрицало.