Перемещение российских ядерных ракет «Искандер» в балтийский анклав Калининград вызвало реакцию как НАТО, так и шведского министра обороны Петера Хультквиста (Peter Hultqvist). А верховный главнокомандующий шведскими вооруженными силами Микаэль Бюден (Micael Bydén) заявил в программе Agenda, что Швеция сможет противостоять этой угрозе, если пересмотрит распределение своих военно-воздушных сил.
Речь идет о так называемых ракетах «Искандер» с радиусом действия до 40 миль. Они могут оснащаться ядерными боеголовками. Как их нынешнее расположение вблизи шведской границы повлияет на безопасность страны?
«Разумеется, такой шаг, как размещение ракет с большим радиусом действия, которые могут поразить цели на юго-востоке Швеции вплоть до самой столицы или Готланд, что-то означает. И Россия этого не скрывает, размещение ракет в Калининграде — лишь первый шаг, причем ожидаемый. В будущем будет видно, постоянная это мера или нет. Но, само собой, мы принимаем ее во внимание при военном планировании», — говорит Микаэль Бюден.
Распределение ВВС
«Это означает, что у России имеется очередная система, которая может напрямую повлиять на нашу безопасность. Для меня это значит, что необходимо принять ряд мер. Например, не складывать все яйца в одну корзину. Проанализировать распределение наших военно-воздушных сил и попытаться с их помощью противостоять актуальной угрозе со стороны данного ракетного комплекса. Существует целый ряд мер, которые следует обдумать».
Для Швеции ситуация становится хуже?
«Это было ожидаемо, они перевооружают свои бригады и везде берут на вооружение эти комплексы. Мы получили подтверждение, что теперь они размещены и в Калининграде».
Когда вы приняли решение возобновить контингент на Готланде, вы уже знали о том, что происходит?
«Была такая информация, но она не имела решающего значения. Мое решение послать войска на Готланд раньше, чем планировалось, связано с понижением уровня безопасности в Европе, причина была именно в этом».
«Готовы применить военные средства»
По словам Микаэля Бюдена, ракеты «Искандер» вблизи Швеции — лишь часть большой системы, и для того, чтобы понять, что означает понижение уровня безопасности, надо смотреть на всю ситуацию целиком.
«Если говорить о вызовах европейской безопасности, то это действия России, незаконная аннексия Крыма, продолжение операции на востоке Украины. Русские показывают, что имеют потенциал и готовы применить военные средства, чтобы достичь своих целей. Ракетные комплексы „Искандер“ — ключевой момент российской военной доктрины, и они этого не скрывают».
«Достаточно взглянуть на карту»
И что могут сделать 150 человек на Готланде?
«Постоянный контингент на Готланде наряду с тремя частями ополчения — это уже важное обстоятельство для любого, кто захочет туда прийти и делать нечто, на что нельзя будет закрыть глаза. Сейчас мы усиливаем оборону во всех родах войск. Готланд — лишь одно из звеньев цепи. Тот, кто решит прийти сюда, должен понимать, какую цену заплатит».
Почему Готланд так важен?
«Готланд — один из нескольких стратегически важных регионов Швеции. Достаточно взглянуть на карту. Последние действия России вызвали более отчетливые трения на Балтике, то есть затронули большее число военных деятелей, а не только нас, местных жителей. Эта ситуация сама по себе создает пространство для инцидентов. Готланд — в самом центре этого пространства, так что, конечно, он важен».
«Низкая вероятность военного удара»
Насколько велика российская угроза в Швеции?
«Если давать общую оценку, то уровень безопасности понизился, но я хочу подчеркнуть, что вероятность военного удара по Швеции низка. Однако если что-то произойдет, если Россия совершит какие-то действия, пусть и не в отношении Швеции, то должен констатировать, что конфликт в регионе вблизи Швеции в любом случае затронет нашу страну».
Прежде вы говорили, что нападение на Швецию «невозможно», а теперь речь о «низкой вероятности». Что стоит за выбором слов?
«Если бы разница была велика, если бы произошли решающие перемены, то я бы четко об этом заявил. Наши решения не базируются на отдельных конкретных событиях или явлениях, скорее их можно назвать результатом сделанных с течением времени выводов».