Если кто-то вас спросит, скоро ли ждать конца БРИКС, отвечайте «не скоро» — Китай этого не допустит.
Прошло то время, когда блок считался «элитой развивающихся стран», да и то лишь в финансовой сфере.
Сегодня набирает силу концепция «БРИКС 2.0», связанная с институциональной структурой альянса Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Многим этот переход обязан Китаю, который вместе с Соединенными Штатами образует G2 современного мира.
Для Пекина блок БРИКС — это прекрасное средство геополитически выйти за пределы своего азиатского окружения. Потому и первые проекты, финансируемые за счет «Нового банка развития» (НБР), сосредоточены на экологически чистых источниках энергии. Сегодня Китай инвестирует в технологии по использованию энергии ветра и солнца больше, чем все страны мира вместе взятые.
Институциональная организация «БРИКС 2.0» достаточно значительная. Например, G7 так и не удалось выйти за рамки заявлений о мировой обстановке.
На встрече в Гоа, которая началась в субботу 15 октября, также продолжится дискуссия между НБР и базирующимся в Китае Азиатским банком инфраструктурных инвестиций.
В контексте протекционизма, распространенного в разных частях мира, обсуждение инвестиционных проектов в рамках блока будет преобладать над торговыми отношениями. Саммит, таким образом, будет больше ориентирован на финансирование развития.
И, конечно же, в дополнение к многостороннему формату саммита, Бразилия воспользуется возможностью для проведения двусторонних встреч, в ходе которых подробно обсудит проекты партнерства в области инфраструктуры. Эти вопросы будут ключевыми на неофициальных переговорах между Бразилией и Китаем.
Страны БРИКС также намерены продвинуться в создании собственного кредитного рейтингового агентства.
Эта мера направлена не только на создание альтернативы традиционным Moody’s, S&P и Fitch, но и на поиски большего «соответствия» со стороны китайских компаний и фондов.
Китай превратился в важный источник не только экспорта, но и прямых иностранных инвестиций и кредитов.
Располагая суммой в 700 миллиардов долларов США, китайский портфель финансирования развития в два раза превышает тот, что находится в распоряжении у Всемирного банка.
Внешняя политика
Между тем наиболее острые темы международной политики саммит обойдет стороной. К удовольствию России, в итоговой декларации едва ли будет открыто упоминаться участие Запада в сирийском кризисе. Этот вопрос слишком чувствительный, и такие страны, как Бразилия, понимают, что наиболее подходящей площадкой для его обсуждения является ООН.
Участники саммита также не станут делать резких заявлений по другим острым темам, которые касаются стран-членов БРИКС: геополитической напряженности вокруг Южно-Китайского моря, Крыма или ряда столкновений между Индией и Пакистаном.
Среди новостей — дебют на саммите Мишеля Темера (Michel Temer). Большое внимание будет направлено на него и на то, в какой степени он сумеет озвучить неизменную поддержку Бразилией сотрудничества по линии Юг-Юг и альянса стран БРИКС как инструменту совершенствования глобального управления.