Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Возможно, некоторое списание долгов Украине пойдет на пользу МВФ

Интервью с экс-вице-премьером Польши Гжегожем Колодко.

© РИА Новости Наталья Селиверстова / Перейти в фотобанкТабличка с логотипом Международного валютного фонда на стене здания МВФ
Табличка с логотипом Международного валютного фонда на стене здания МВФ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В плане реформ Украину часто связывают с Польшей. Во-первых, это наш ближайший сосед, который, не так давно, стремясь вступить в ЕС и сотрудничая с МВФ, полностью перестраивал не только экономику, но и модель управления государством в целом. Во-вторых, многие польские эксперты и реформаторы работают советниками у премьера и президента Украины, подстраивая свой опыт реформ под украинские реалии.

Бывший министр финансов, наиболее цитируемый польский экономист поделился своей оценкой экономической ситуации на Украине и опытом сотрудничества Польши и МВФ.

В плане трансформации и реформ Украину часто связывают с Польшей. Во-первых, это наш ближайший сосед, который, не так давно, стремясь вступить в ЕС, сотрудничая с МВФ и другими финансовыми институтами, полностью перестраивал не только экономику, но и модель управления государством в целом. Во-вторых, многие польские эксперты и реформаторы работают советниками у премьера и президента Украины, подстраивая свой опыт реформ под украинские реалии. Так, к примеру, автор так называемой «шоковой терапии» польских экономических реформ Лешек Бальцерович с апреля работает в качестве представителя президента Петра Порошенко в Кабмине. Но в самой Польше его нередко критикуют за проводимую в начале 90-х «шоковую терапию». Так, в ходе обсуждения на третьем Киевском международном экономическом форуме бывший вице-премьер и министр финансов Польши Гжегож Колодко в полу-шуточном тоне отметил, что зря украинская власть пригласила Бальцеровича «советовать Украине». Более того, по мнению Колодко, в плане реформирования Украины нужно делать поправку на то, что мировая повестка дня существенно изменилась. Так, в середине 90-х, Польше списали около 50% ее внешних долгов. Для Украины же таких преференций никто не делает — слишком сильно обжегся МВФ с Грецией. К тому же сейчас все осложняется избирательной кампанией в Германии, которая выступает безусловным лидером мнения в ЕС. Все же, по словам Колодко, Украине стоит попробовать поговорить с МВФ о возможности списания хотя бы части наших долгов, разумеется, под четкие обязательства проведения реформ. Об этом «Сегодня.ua» поговорил с одним из главных архитекторов польских реформ профессором Гжегожем Колодко.

«Сегодня»: Как вы оцениваете сегодняшнюю экономическую ситуацию на Украине?


Гжегож Колодко: Ситуация на Украине улучшается, но медленно из-за двух факторов. Первый — еще недостаточно было сделано на Украине в плане структурных реформ и институционального строительства. Но я также считаю, что нужно менять менталитет людей на пути к рыночной экономике. До сих пор на Украине остается некий микс негатива: негативная и неправильная часть управления государством и правительством, и негативные и неправильные элементы рыночной экономики. Будущее должно опираться на комбинацию этих двух факторов: силу невидимой руки рынка и силу видимой руки правительства. Но она должна быть чистой, прозрачной, не коррупционной и хорошо регулируемой — все это еще предстоит сделать. Есть и второй фактор, который делает ситуацию на Украине довольно сложной и этот фактор не такой успешный, каким бы мы его хотели видеть, — это ситуация, находящаяся за пределами Украины. Ни ситуация в Евросоюзе или Ближнем Западе, ни в России на Восток или в Турции на Юге не благоприятна для украинской экономической экспансии. В долгосрочной перспективе Украина должна полагаться на экспортный рост. Другими словами, объем вашего экспорта должен расти быстрее, чем объем продукции, поставляемой на внутренний рынок. Но для этого нужен растущий спрос со стороны зарубежных стран, и это также ведет к последующему медленному развитию, стагнации или рецессии, или медленному росту других стран. Но возвращаясь на Украину время от времени, я вижу прогресс. Он не такой быстрый, как ожидалось. Но я бы также хотел сказать как технократ и профессионал, он не такой быстрый, как это возможно. Сейчас вы не тратите время впустую, как раньше в течение очень многих лет. Но вы также не в полной мере используете данное вам время для необходимых изменений.

— Знаете, на Украине МВФ уже стал именем нарицательным, почти все реформы и решения принимаются «во имя» очередного транша.

— Вы знаете, это напоминает мне ситуацию в Польше, когда я был первым вице-премьером — министром финансов. Я был в этой «обуви» (имеется в виду в этой должности — прим. авт.) четыре раза в разных правительствах. Но в середине 90-х мы были в похожем положении, когда очень многое зависело от «да» или «нет» со стороны МВФ. Потому что Польша получала кредит на структурную перестройку и эксперты Фонда приезжали в Варшаву мониторить прогресс или, что прогресса недостаточно на пути реформ, институционального строительства, приватизации, либерализации и прочее. Но если вы читали в некоторых моих статьях и книгах, я не всегда безоговорочно соглашался с МВФ, потому что иногда они ошибались. Не существует единого либерального подхода, который бы служил основой для Вашингтонского консенсуса (тип макроэкономической политики, который в конце XX века был рекомендован руководством МВФ и Всемирного банка к применению в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис — Авт.) и не всегда основывался на российских реалиях и хорошем знании проблем, связанных с этим в нашей экономике. Сейчас ситуация другая, потому что вы научились, мы научились, МВФ научился. И думаю многое из того, что советует и ожидает МВФ, — это правильно и основано на том, в чем нуждается ваша экономика. Поэтому я бы следовал предложениям МВФ в какой-то степени, конечно, с обсуждением некоторых пунктов. Но следует иметь в виду, что в МВФ до сих пор доминирует мнение лидеров. У вас есть МВФ и у вас есть рейтинговые агентства — Moody’s, Standard and Poor's, Fitch и инвесторы, спекулянты, хедж фонды, инвестфонды, а также зарубежные правительства и их аналитики, которые оглядываются на мнение МВФ. Они не вникают в суть вопроса, не изучают ряд статистических экономических данных, предоставленных Украиной. Они читают отчеты (МВФ — Авт.) и их мнение — это лишь следовать мнению МВФ и рейтинговых агентств. Поэтому, работайте с МВФ, потому что в долгосрочной перспективе это поможет. Более того, вы должны (работать с МВФ — прим. авт.), потому что без МВФ в этот сложный для Украины период вы не сможете получить международную финансовую помощь.

— В то же время на Украине очень многие вспоминают, что в свое время Польше списали чуть ли не 50% всех ее долгов. Для Украины таких поблажек никто не делает.

— Это может случиться или не случиться, даже в случае с Украиной. Это очень рискованная игра. Действительно были случаи, когда нам прощали долги, включая, в том числе и, к примеру, Египет 25 лет назад, и Польшу. Я подписал вот этой рукой в сентябре 1994 года, 22 года назад соглашение с Лондонским клубом (организация частных кредиторов и частных банков) и они списали 50% наших долгов частным банкам. Без списания этого долга не получилось бы истории успеха. Но списание этих долгов Польше основывалось на очень жестких условиях, согласованных с МВФ и странами-кредиторами, начиная с США, заканчивая Францией и Германией. И мы следовали этим советам и условиям. Иногда их можно было обсуждать, но они имели силу настоять и сказать: «Окей, мы сократим последующую часть вашего долга, если вы проведете эту и эту реформу, и т.д.». Без сомнения Запад использовал этот процесс списания долгов в Польше как инструмент давления, чтобы побыстрее открыть нашу экономику, чтобы ускорить приватизацию и денационализацию банковского сектора. И сегодня я говорю то же самое, что говорил тогда, — это не было лишь гуманитарным жестом со стороны Запада. Это была лучшая инвестиция, которую они сделали, потому что это помогло превратить Польшу в открытую, процветающую, рыночную экономику, которая создала множество возможностей для западного капитала инвестировать в нашу страну для прибылей обоих сторон. Поэтому, экономическая, политическая и финансовая ситуация тогда были немного другими, чем сейчас в случае с Украиной. Но я думаю, без определенной реструктуризации, я не говорю сейчас о сумме и об условиях, Украина не сможет сделать это (реформы — прим. авт.) так, как мы бы хотели это видеть. Но это проблема не только в отношениях с Украиной — это было бы слишком просто. Много стран в мире имеют схожие проблемы. И я думаю, еще большая «головная боль» для международных инвесторов и богатых стран, и МВФ, но больше для Еврокомиссии, — не Украина, а Греция. Греция намного меньшая страна, чем Украина. Но проблема Брексита не решена — ее просто «кинули под ковер», и она вернется в повестку дня скорее быстрее, чем позже. И ни один вопрос здесь не обходится без Германии, которая является основным политическим и экономическим игроком. И, к сожалению, выборы в Германии в следующем году и в этой тяжелой атмосфере сложно прийти к предложению списать часть долгов Украины или Греции перед выборами в Германии. Поэтому я скажу вам то же, что бы сказал Греции, — если вы можете рассчитывать — рассчитывайте только на себя. Но, возможно, некоторое списание долгов Украине пойдет на пользу МВФ, если все на Западе будут убеждены, что Украина имеет видение (не иллюзию) стратегии долгосрочного развития и сильного управления для осуществления всех реформ и институциональных изменений.

Проф. Гжегож В. Колодко — интеллектуальный и политический деятель, главный архитектор польских реформ. Вице-премьер и министр финансов Польши в 1994-1997 годах и 2002-2003 годах соответственно. Член Европейской академии наук и искусств. Основатель и Директор Трансформации, Интеграции и Глобализации Экономических Исследований, TIGER в Университете Козьминского. Автор научных трудов и многочисленных книг, изданных на 26 языках. Наиболее цитируемый польский экономист в мире. Марафонец и путешественник, побывавший более чем в 160 странах.