Двадцать лет назад небольшая группа российских бизнесменов спасла страну от возвращения к коммунизму. Тогда физически и политически слабый президент Борис Ельцин едва не проиграл выборы Геннадию Зюганову. В первом туре он лидировал всего на 3%. Однако финансовые и организационные ресурсы, предоставленные ему олигархами, обеспечили ему во втором — решающем — туре преимущество в 13%. Сейчас ситуация совсем другая, но, возможно, олигархам снова необходимо вмешаться.
Россия находится в опасном положении. Реальные доходы упали всего за год на 10%. По данным Всемирного банка, рубль обесценился на 37%, а валовой внутренний продукт в реальном выражении упал на 3,7%. Доходы домохозяйств и инвестиции резко снизились. В 2016 году сохраняются те же тенденции. Не обращайте внимания на бахвальство президента Владимирам Путина и на военные операции на Украине и в Сирии. Бывшая сверхдержава находится в глубоком упадке.
От падения нефтяных цен пострадали в последние два года многие страны, однако мало кому из них досталось так сильно, как России. Это было связано с ее глубокой зависимостью от нефтегазового сектора, доходы от которого обеспечивают половину поступлений в национальный бюджет. Эффект снижения нефтяных цен был усилен последствиями уменьшения объемов продаж газа и снижения цены на газ. Европа — ключевой для России экспортный рынок и падение европейского спроса на газ, снизившегося за последнее десятилетие на 20%, в сочетании с избытком предложения на глобальных рынках привело к тому, что газовые цены упали за прошедшие три года на 65%.
К этим внешним факторам следует прибавить изоляцию и санкции, связанные с аннексией Крыма. Хотя они не заставили Кремль пересмотреть свою политику, они оказали негативный воздействие на экономику — и это воздействие продолжает неумолимо усиливаться. Свежий приток инвестиций извне сейчас минимален, а в области новых технологий, в которых Россия так отчаянно нуждается, его просто практически нет. Иностранные компании, уже присутствующие в стране, пока затаились и лишь надеются, что обстоятельства изменятся. При этом вкладывать в страну новые средства они не торопятся.
Г-н Путин, благодаря высоким нефтегазовым ценам удерживавший власть в своих руках в течение большей части последних 17 лет, теперь может опираться только на опасную националистическую риторику. Он твердо намерен превратить Запад — и в особенности США — в удобных врагов. Жестокий и ненужный конфликт в Сирии не имеет никаких практических целей. Российские интересы, включая сохранение военно-морской базы на средиземноморском побережье Сирии, можно было защитить в рамках мирного соглашения. Однако г-ну Путину нужно продолжение конфронтации, позволяющее оправдать его властные полномочия.
Почему олигархи должны идти на риск и организовывать смену власти в Кремле? Как и в 1996 году, в первую очередь, из эгоистических интересов. Многие из них потеряли из-за экономического спада крупные суммы денег. Хотя большинство олигархов сумели перевезти свои семьи и большую часть капитала в Лондон или Париж, зачастую в России у них по-прежнему остаются крупные физические или экономические активы. Сейчас эти активы страдают от спада доверия к российской экономике и уязвимы для возможной экспроприации в случае, если правительство окажется в отчаянном положении. Некоторые даже опасаются, что длинная рука Москвы вынудит их вернуть в страну часть денег, которые они вывезли.
Для многих также важен репутационный аспект. Сейчас «русский» — это совсем не тот статус, который гарантирует тебе доверие или теплый прием. Для инвестиций из России уже закрылись некоторые двери. На прошлой неделе Хиллари Клинтон в ходе вторых президентских дебатов заявила, что нужно найти новые рычаги, которые заставят Москву изменить свое поведение. Эти рычаги по своей природе могут быть только экономическими и их использование напрямую скажется на олигархах и на их бизнес-интересах. Более того, может быть затронуто их право свободно въезжать в Соединенные Штаты. Как пришлось понять в конце XIX века американским «баронам-разбойникам», после того, как ты нажил деньги — любыми путями, — ты становишься напрямую заинтересованным в укреплении законности, защищающей твои активы.
Больше десяти лет назад олигархи и г-н Путин — после первоначальных конфликтов, по итогам которых некоторых бизнесменов отправили в тюрьму или изгнали из страны, — договорились, что он сделает Россию безопасным для них местом и что им будет удобно вести бизнес из нее и внутри нее. Взамен олигархи пообещали не лезть в политику и поддерживать власть г-на Путина. Сейчас президент нарушил договоренности со своей стороны.
Что будет означать смена власти? В первую очередь, смену приоритетов. На первый план выйдет экономика, а не военные авантюры и не конфликты с Европой или США. Будут заключены договоренности об урегулировании конфликтов на Украине и в Сирии и о снятии санкций. На повестке дня вновь появится вопрос об укреплении связей с Европой.
Изменить Россию изнутри будет очень непросто. У власти, скорее всего, встанет технократ. Аппарат государственной безопасности, вероятно, трогать не будут — олигархи вряд ли станут связываться с ФСБ, наследницей КГБ, — однако сократятся военные расходы и закупки, стремительно росшие в последние три года. Взамен будут создаваться стимулы для внутреннего инвестирования. Этому будет способствовать ослабление рубля и перспектива установления в Москве более стабильного экономически и политически режима. Помимо этого, может также начаться новая волна приватизации. Без сомнения, олигархи в ней поучаствуют, вернув в страну часть выведенного ими из нее капитала.
Разумеется, Россия не превратится моментально в открытое либерально-демократическое государство. Однако она потихоньку будет отказываться от опасных иллюзий о том, что она по-прежнему остается сверхдержавой — и это сделает мир безопаснее. С учетом масштаба российских проблем и рисков эскалации напряженности, неидеальная смена власти выглядит намного лучшим вариантом, чем сохранение статус-кво, при котором ситуация продолжит ухудшаться.