Усталость от сирийской войны преодолевать нелегко, ведь она продолжается уже дольше, чем Вторая мировая. Этот конфликт, в особенности после российского вторжения год назад, выглядит безвыходным — кроме того, что с самого начала он был отвратительно жестоким и невероятно запутанным. Даже тем, кто интересуется ситуацией, трудно подсчитать, сколько сторон там воюет, помимо режима Асада, россиян, исламистов, связанных с «Аль-Каидой» (запрещенной в России террористической организации— прим. ред.), головорезов из «Исламского государства» (запрещенной в России террористической организациии — прим. ред.), курдов, поддерживаемого Турцией ополчения, ливанской «Хезболлы», иранских бойцов и прочих. Жалкие дипломатические достижения, в особенности совершенно безрезультатные переговоры в Женеве между российским министром иностранных дел и Госсекретарем США, лишь усугубляют ощущение, что, к сожалению, этим вопросом заниматься бессмысленно.
Так что вскоре петля на экономике России, которая уже находится под давлением санкций за захватническую войну на Украине, может затянуться еще больше, что могло бы осложнить Путину, который обнаруживает непомерные аппетиты, положение во власти.
Это был бы правильный, так скажем, очень гигиеничный шаг для международных отношений, запущенных из-за американского бездействия, европейской беззубости и российской кровожадной экспансии. Но найдется ли кто-нибудь, например у нас, в Чехии, кто поддержит немецкого канцлера на саммите?
В 2014 году чешское правительство долго и мучительно приходило к решению о поддержке антироссийских санкций, и это несмотря на то, что аннексия Крыма была предельно ясным нарушением негласного запрета в европейской политике после 1945 года о том, что нельзя менять межгосударственные границы насильственным путем. А в Сирии речь идет «всего лишь» о горах трупов, то есть об авианалетах аналогичных геноциду. С их помощью Москва добивается своей цели — спасения Башара Асада и обеспечения себе баз на сирийском побережье. Но все это, пусть с нравственной точки зрения вопрос тоже предельно ясен, можно легко скрыть за вводящими в заблуждение речами о том, что подлинной целью российских бомб являются террористы. А ведь это достойно похвалы, не так ли?
В общем, вариантов для аргументирования против ужесточения санкций больше, чем два года назад. И случится чудо, если чешские политики, не только правительственные, но и оппозиционные, не воспользуются этим в популистских целях, когда на неделе наберут обороты обсуждения запланированного Ангелой Меркель предложения.