В субботу 15 октября наконец-то официально встал в строй корабль ВМС США Zumwalt. Церемония прошла в Балтиморе. Командующий Тихоокеанскими вооруженными силами США адмирал Гарри Харрис сказал во время торжеств, что если бы у Бэтмена был корабль, то это был бы Zumwalt, а глава ВМС США Рэй Мабус даже назвал новый корабль «квантовым скачком» для ВМС страны.
Введение ракетного эсминца в состав ВМС вновь вызвало множество публикаций в СМИ о целесообразности использования кораблей данного класса на флоте и о дороговизне проекта. Строительство эсминца обошлось минимум в 4,4 миллиарда долларов, а программа разработки и создания всего трех кораблей (изначально ВМС хотели 32 эсминца данного класса) оценивается в 22,5 миллиардов долларов.
Длина корабля составляет 183 метра. Водоизмещение — 15 тысяч тонн. Скорость — 30 узлов. Экипаж — 147 человек (возможен в теории и минимум в 130 человек) и еще 28 человек авиационного обслуживания (вертолеты или беспилотники). Вооружение Zumwalt — 20 пусковых установок на 80 ракет (в первую очередь это «Томогавки») различного назначения, две 155-миллиметровых артустановки и два зенитных орудия. Предусмотрено также одновременное базирование вертолета Sikorsky SH-60 Sea Hawk и трех беспилотников MQ-8 Fire Scout, и есть еще место для нескольких многометровых надувных лодок.
Форма «корабля-призрака» Zumwalt должна в теории делать его менее заметным. На радарах определенного вида он должен выглядеть кораблем меньшего размера. Но современные средства РЛС (радиолокационных станций) сегодня способны легко его обнаружить. Также, по мнению ряда авторов публикаций, у Zumwalt практически отсутствует эффективная система ПВО (противовоздушной обороны) и ПРО (противоракетной обороны), что, собственно, и поставило крест на закупках ВМС США большого числа кораблей этого класса.
Zumwalt является менее шумным (та же акустика) по сравнению со своими предшественниками и, соответственно, его будет труднее обнаружить противнику.
Но в целом, в ВМС США понимают, что Zumwalt не будет использован как обычный эсминец. Скорее его теперь рассматривают как экспериментальную научную лабораторию и главная причина для его создания и тестирования — это даже не сокращение экипажа и стелс-технологии, а двигатели, вырабатывающие 78 МВт, и живущая за счет этой энергии автоматика корабля.
Ожидается, что корабль в обозримом будущем покажет, насколько флот грядущего сможет полагаться на использование боевых лазеров или рельсотронов (одному рельсотрону необходимо на зарядку 25 МВт, такое оружие Zumwalt уже может позволить), и как далеко при использовании автоматики можно зайти в приближении крупных боевых кораблей к беспилотному варианту.
Капитан корабля, Джеймс Кирк (назван так в честь своего дедушки, а не в честь популярного одноименного персонажа из научно-фантастического сериала «Звездный путь») сравнил сложную и повсеместную электронную начинку корабля с человеческим мозгом.
Пока же, и это проскакивает в публикациях все чаще, Zumwalt будет использоваться не для регулярного патрулирования вод, а для разведывательных целей или поддержки проведения специальных прибрежных операций, то есть будет плавучей платформой для нанесения ударов «Томогавками» и высадке малочисленных групп спецназа в безопасной обстановке. 22,5 миллиарда за три таких платформы — дороговато даже для США.
Можно отметить, что еще в конце сентября этого года Zumwalt незадолго до ввода в строй была обнаружена проблема: в смазочную систему одного из гребных валов попадала морская вода. Корабль ушел на ремонт и в итоге 15 октября 2016 года встал в строй в ВМС по плану, но звоночек тревожный. Тем более, что в реальные походы на Тихом океане Zumwalt выйдет только в 2018 году, а пока он будет проходить новые и новые тесты в море и процедуры активации боевых систем, то есть резонно ожидать еще много новых проблем и неполадок.
Не очень радужно обстоят и дела с другой современной серией американских кораблей: боевых кораблей прибрежной зоны (Littoral Combat Ships). С конца 2015 года они ломались как минимум пять раз. В том числе и в сентябре и августе этого года. Каждый из LCS стоит приблизительно 500 миллионов долларов (вдвое дороже изначальных расчетов). При этом проблемы происходят с двигателями, то есть с основой основ для корабля, и с программным обеспечением. И происходят не на предварительных испытаниях, а уже в море на боевом дежурстве.
Весь смысл проектирования и создания LCS — это скорость. Они могут спокойно идти на скорости 40 узлов (в идеале достигать и 50 узлов), ради этого на них нет брони, целого ряда вооружений, численность экипажа сведена до минимума, до 40% стоимости корабля уходят на работы с механикой, электроникой, двигателями, корпуса и т.п. именно ради достижения скорости. При этом возникает много вопросов, в чем смысл скорости в 50 узлов во времена ракет и торпед сегодняшнего дня с их более высокой чем у LCS скоростью, и что кораблю прибрежной зоны делать на скорости в 50 узлов в неглубоких водах у берега.
Сейчас в строю ВМС США уже 8 LCS, в планах закупить еще 32, к 2020 году они могут составить до 15% от общего числа кораблей американского флота. ВМС США хотели бы, чтобы LCS были в боевом состоянии в море до 50% своего времени, в то время как сегодняшние корабли проводят в море лишь 20%. То есть, LCS должны быть более надежными, пока же они менее надежны. Чтобы сократить число инцидентов, кроме собственно технической ремонтной работы численность экипажа LCS увеличили с 75 до 93 человек. То есть, люди, по сути, пока все еще должны предотвращать просчеты в проектировании и исправлять ошибки автоматики.