Южный Кавказ всегда являлся регионом особого интереса главных геополитических сил мира. А сейчас возникла ситуация, когда каждая из этих сил готова вступить в жесткую борьбу за свой приоритет на этом пространстве. И никакие взаимоотношения между странами — ни дружеские, ни партнерские, ни откровенно враждебные — в расчет не берутся: в основе нарастающего противостояния только интересы — как национально-государственные, так и групповые.
Две главные противоборствующие стороны здесь, как, впрочем, повсюду в мире, Россия и США. В последние десятилетия Соединенные Штаты считают своим долгом вмешаться во все происходящие в мире процессы, особенно в тех регионах, где они успели застолбить свое присутствие. Америка ни за что не собирается уступать свое первенство другим. Однако Россия все активнее пытается оспорить положение США как основного глобального игрока, не желая довольствоваться ролью заштатного действующего лица в мировой геополитике.
Катализатором разногласий США и России по Сирии, Ирану, Южному Кавказу является именно этот фактор. Поэтому неизбежно обострение ситуации на всем пространстве от Южного Кавказа до Ближнего Востока, где идет непримиримая конкуренция за контроль как над источниками, так и маршрутами транспортировки энергоресурсов. И судя по всему, Вашингтон переходит от слов к делу. Во всяком случае, американские военные приступили к укреплению своих позиций в Грузии. Об этом свидетельствует обнародованный на американском правительственном сайте госзакупок заказ на возведение на территории этой страны зданий для использования в интересах Министерства обороны США. А задолго до этой новости некоторые грузинские политики говорили о необходимости создания на территории Грузии американских военных баз «для укрепления безопасности страны».
Все это очень не нравится России, эксперты которой уверяют, что активность армии США на территории Грузии угрожает безопасности их страны, которую пытаются взять в клещи. Тем не менее корпус инженеров армии США заказал разработку бизнес-плана по привлечению частных контракторов для возведения на территории Грузии и других близлежащих регионов Южного Кавказа сооружений в интересах Минобороны Соединенных Штатов. В заказе отмечается, что на указанной территории необходимо построить административные здания и инфраструктуру, в том числе тренинговые центры, ангары для самолетов, пожарные станции, офисы, лаборатории, столовые и сооружения для ремонта и хранения техники. Контракты на дизайн и строительство необходимых сооружений планируется заключать сроком на три года с возможностью продления максимум до пяти лет. Сумма контракта определена в размере 30 миллионов долларов в год.
Видимо, в том числе и поэтому Россия принялась усиленно вооружать Армению. По итогам заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ в Ереване 14 октября Ереван и Москва договорились о новых поставках вооружения в Армению, заявил военный эксперт Сергей Минасян.
«Такая информация есть. Но пока я не могу сказать, о каких вооружениях идет речь», — таинственно заметил он.
«В очередной раз в армяно-российских отношениях есть подвижки по достаточно важным решениям, в первую очередь, это касается военно-технической составляющей. Достигнута договоренность по поставкам достаточно серьезного вооружения. В короткие сроки ВС Армении получат дальнобойное и сверхточное вооружение», — слегка уточнил Минасян.
По словам военного эксперта, вооружение поступит в Армению очень скоро.
В свою очередь американцы предпринимают усилия ускоренного включения государств Южного Кавказа в европейские политические и экономические структуры, что, по их мнению, обусловит общие политические условия для вступления их в НАТО. А Россия, превращая Армению в милитаризованную зону, хочет таким образом влиять на регион.
Особняком пока держится Азербайджан, демонстрируя свое нейтральное отношение к происходящим в регионе событиям. Депутат Милли Меджлиса Фазаил Агамалы убежден, что в нынешней ситуации равноудаленность от всех геополитических центров — единственно верная политика.
«Баку неоднократно заявлял, что не намерен вступать ни в ОДКБ, ни в НАТО, но вместе с тем это не означает, что Азербайджан не в состоянии себя защитить. Необходимым вооружением наша страна обеспечивает себя самостоятельно. Недавно, к примеру, Баку посетил премьер-министр Пакистана, и в рамках этого визита была достигнута договоренность о поставках нам современных видов вооружения. То есть у нас есть все возможности для того, чтобы отстаивать свои интересы», — сказал азербайджанский парламентарий.
Что касается ситуации с будущей американской базой в Грузии, то Ф.Агамалы считает, что связано это с вероятным приходом Клинтон к власти в США, который обусловит переход американо-российского противостояния в открытую фазу не только на Украине и Сирии, но и в других регионах, в том числе и в Карабахе.
«Не исключаю новые провокации со стороны Армении, и мы должны быть готовы к любому развитию событий», — предупреждает Агамалы.
Подобное развитие событий предполагает и профессор кафедры теории и истории политики факультета политологии МГУ Сергей Черняховский. Он также считает, что США таким образом пытаются укрепить свои позиции и ослабить влияние России на Ближнем Востоке, а грузинские политические элиты — получить гарантии от американского правительства и подзаработать.
«Америке это нужно для того, чтобы создать форпост военного влияния в Грузии, рядом с Турцией, Ираном и нашим Северным Кавказом. Это точка влияния на половину Ближнего Востока. Кроме этого, укрепившись в Грузии, американцы отсекают Россию от такого союзника, как Армения, и оказывают влияние на Азербайджан, — не сомневается Черняховский. — А вот Грузии это не нужно, это нужно только грузинскому руководству. Если нынешнее руководство соглашается на наличие базы, оно получает некоторые гарантии со стороны США, зарабатывает определенные дивиденды и включается в систему приграничного антироссийского позиционирования».
Главный редактор грузинского военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили тоже обращает внимание на то, что США в последнее время активизировались в Грузии. При этом он допускает, что эта активность может быть вызвана активизацией России в регионе.
«Аннексия Крыма была полной неожиданностью для Запада. Хотя он должен был проснуться еще после российско-грузинской войны в августе 2008 года, когда Россия впервые проявила свою агрессию в акватории Черного моря. Как бы то ни было, в 1990-х и 2000-х неоспоримое преимущество на Черном море было у Турции, однако Россия пытается ее догнать и постоянно наращивает свое присутствие. Она усилила свои позиции аннексией Крыма и оккупацией Абхазии. В НАТО и США понимают, что для возвращения влияния в Черном море им необходимо усилить морскую инфраструктуру, морские силы, прибрежные линии тех стран, которые являются членами блока или стремятся войти в него. Поэтому создание базы США в Грузии имеет несколько стратегических целей», — отмечает Аладашвили.
При любом раскладе одно можно сказать точно: для сохранения контроля над Грузией, представляющей, между прочим, жизненную важность для Азербайджана, НАТО и США предпринимают гораздо больше мер, чем раньше. Сможет ли Кремль нейтрализовать эти шаги милитаризацией Армении, сказать сложно, однако вся эта усилившаяся геополитическая суета в Южно-Кавказском регионе еще раз подчеркивает его особую роль и в то же время свидетельствует о том, что именно здесь могут весьма жестко столкнуться Россия и США.