Полный текст дебатов.
Заключительный раунд теледебатов кандидатов в президенты — республиканца Дональда Трампа и демократа Хиллари Клинтон — прошел в университете штата Невада в Лас-Вегасе.
Модератор — Крис Уоллас, ведущий телеканала Fox News — задает кандидатам вопросы по шести разным темам.
Хиллари Клинтон и Дональд Трамп получат по две минуты на ответ — и на комментарий ответа оппонента.
Перед началом дебатов на территории университета прошли демонстрации противников обоих кандидатов.
Одной из наиболее живо обсуждаемых тем в СМИ стал специально приглашенный гость Дональда Трампа — единокровный брат президента Барака Обамы, Малик. Руководитель избирательного штаба Трампа Кельян Конвей опубликовала снимок с ним в Твиттере, сопроводив подписью — «Он рассказал мне, почему он является республиканцем и голосует за Дональда Трампа».
Malik Obama and I hanging post-debate prep today. He told me why he is a Republican and voting for @realDonaldTrump pic.twitter.com/sAGXDj4GHg
— Kellyanne Conway (@KellyannePolls) 19 октября 2016 г.
Как и на прошлых дебатах, кандидаты проигнорировали рукопожатие перед началом словесных баталий.
Первый вопрос: в каком направлении должен развиваться Верховный суд США?
Хиллари Клинтон говорит о том, что на посту президента она бы назначила судей, которые были бы готовы защищать права женщин, представителей ЛГБТ, — и отменить решение Верховного суда от 2010-го года, которое привело к созданию так называемых «супер-комитетов политической активности» и вливанию по сути неограниченных — и бесконтрольных средств в политику.
Клинтон: Я считаю, что Верховный суд должен стоять на стороне американского народа, а не на стороне власть имущих, корпораций и богачей.
Трамп: Если моя соперница победит — надеюсь, этого не произойдет — Вторая поправка к Конституции утратит смысл… Судьи, которых я буду номинировать, будут защищать Вторую поправку к Конституции (право на ношение оружия).
Клинтон: Я прожила в Арканзасе 18 лет и поддерживаю Вторую поправку. У людей должно быть право на ношение оружия. <..> Но должно иметь место разумное регулирование… У нас 22 тысячи человек (в год) погибают от огнестрельного оружия. Нам необходимо провести разумную реформу, которая не конфликтует со Второй поправкой.
Трамп: Я буду назначать судей, которые поддержат запрет абортов.
Клинтон: Я буду защищать планирование семьи. Трамп говорит, что поддерживает наказание женщин за аборты. Я встречалась с женщинами, которые к концу беременности получали ужасную новость… Я бы не хотела, чтобы американское правительство вмешивалось в эти глубоко личные решения женщины.
Трамп: Вы грубо вынимаете ребенка из утробы прямо перед его рождением — вы можете думать, что это нормально, но это ненормально и неприемлемо.
Вторая тема: нелегальная иммиграция
Трамп: у нас не будет страны, если не будет границы. А она хочет открыть границы.
Клинтон: Я бы не хотела видеть массовые акции депортаций, о которых говорит Дональд. Мне кажется, это расколет страну.
Трамп: Миллионы людей были депортированы при президенте Обаме, но она не хочет об этом говорить. На самом деле совершенно нечестно, что кто-то перешел границу — и стал гражданином.
Клинтон: Мы не будем полностью открывать границы, у нас будут безопасные границы. Нужна двухпартийная реформа…
Клинтон: Они (Россия, НМ) взламывали американские сайты — частных лиц, учреждений — и потом переправляли эту информацию Wikileaks для публикации в интернете. И это идет от самого высокого уровня российского правительства, очевидно, от самого Путина — в попытке, как подтвердили 17 наших разведведомств — повлиять на наши выборы. Так что я думаю, что самый важный вопрос этого вечера — признает ли это, наконец, Дональд Трамп — и осудит ли то, чем занимается Россия, даст ли он четко понять, что нам не нужна помощь Путина на этих выборах, что он отвергает российский шпионаж против американцев, который он в прошлом поощрял. Это вопросы, на которые нужны ответы — у нас никогда не было ничего подобного на выборах.
Трамп: Вот это поворот с вопроса по поводу границ… Нам нужно остановить исламский терроризм. Я не знаю Путина, он говорил обо мне приятные вещи, — если мы поладим, будет хорошо. Если США и Россия поладят и объединятся против ИГИЛ (организация, запрещенная в России — прим. ред.) — будет хорошо. Но ее он (Путин) не уважает, у него нет уважения по отношению к нашему президенту, и я могу сказать вам, что у нас серьезная проблема, потому что у этой страны — огромное количество ядерных боеголовок, кстати — 1800, они расширяли (арсенал) — а мы — нет. 1800 ядерных боеголовок, а она ведет себя безрассудно. Смотрите, у Путина, на мой взгляд, нет уважения к ней.
Клинтон: Он (Путин, — НМ) очевидно предпочитает марионетку на посту президента США.
Трамп: Это вы — марионетка.
Клинтон: Совершенно ясно, что Россия участвует в кибератаках против США, против нашего народа — а вы поощряете его, продолжаете получать его поддержку — потому что у него (Путина) есть фаворит в этой гонке. 17 разведведомств пришли к выводу, что эти кибератаки идут с самого высокого уровня — из Кремля.
Трамп: Ей не нравится Путин, потому что он был умнее ее на каждом шагу — в Сирии…
Клинтон: Это человек, который выступал за то, что Корея, Япония, Саудовская Аравия должны обзавестись ядерным оружием.
Трамп: У меня 200 генералов, которые меня поддержали…
Следующая тема: экономика. Кандидаты говорят о своих планах
Клинтон: Я не буду поднимать налоги тем, кто зарабатывает менее 250 тысяч долларов в год. Мы знаем, как контролировать государственный долг. Президент Обама унаследовал катастрофическую финансовую ситуацию — и сократил дефицит на две трети. Я буду инвестировать в рабочие места, в образование… Налоговые льготы для богатых себя не оправдали. Была ужасная рецессия. Мы выбрались из этой дыры…. Мы видим тенденцию роста рабочих мест — нам необходимо распространить этот процесс на всю экономику.
Трамп: У нас по последним данным — отчету по количеству рабочих мест — просто анемия. У нас в стране стагнация, мы потеряли рабочие места, мы ничего не производим. Товары из Китая, Вьетнама наводняют наши рынки. Ее муж подписал это соглашение (Североамериканское соглашение о свободной торговле, НМ) — и она его поддерживает. <….> Я достиг гораздо большего. Да, я начал с миллиона долларов — но построил феноменально успешную компанию. И если мы будем руководить страной так же — вы все будете ею гордиться. А чем она (Клинтон) может гордиться? Посмотрите на Сирию, миграцию, Ливию, Ирак… Она создала ИГИЛ. Обама создал этот вакуум — и эта маленькая группировка воспользовалась этим вакуумом, и сегодня она в 32 странах.
Речь заходит о недавней серии обвинений Трампа в сексуальных домогательств и неподобающем поведении по отношении к женщинам.
Трамп: Эти истории были опровергнуты, я этих людей не знаю. Я даже не извинился перед своей женой, потому что не за что было извиняться. Я думаю, что за этим стоит ее кампания. Они нанимали этих людей на моих митингах, платили им по 500 долларов, чтобы они подстрекали к насилию. Люди могли погибнуть на этих митингах. Я никого из этих женщин не видел — они хотели либо славы — либо поддерживали ее избирательную кампанию…. <…> Но то, что не выдумано — это 33 тысячи писем, уничтоженных ею после получения повестки Конгресса. <..> Она сотни раз врала народу, Конгрессу, ФБР. Генерал (генерал Джеймс Картрайт, НМ) скорее всего сядет в тюрьму — а ей все сойдет с рук.
Клинтон: Когда Дональда загоняют в угол, он немедленно начинает отрицать. Он ни разу не извинился ни за что. Мы знаем, что он сказал, что он сделал с женщинами. Но он также оскорблял репортера-инвалида, родителей защищавшего нашу страну военнослужащего (Хумаюна Хана), погибшего (в Ираке в 2004), сенатора Джона Маккейна, бывшего узника войны. Это — тенденция.
Дискуссия касается недавних заявлений Дональда Трампа о том, что результаты выборов будут сфальсифицированы. Модератор Крис Уоллас задает Трампу вопрос, будет ли он готов признать результаты народного волеизъявления.
Трамп: Я решу, когда придет время. То, что я видел до сих пор, — очень плохо. Прежде всего, пресса ведет себя нечестно, она коррумпирована… Это отравляет умы избирателей — но к несчастью для них, я думаю, что избиратели видят их насквозь. >…> Ей (Хиллари, — НМ) — вообще не должны были позволять участвовать в президентских выборах. Она виновна в очень серьезном преступлении. Ей нельзя было позволять участвовать в выборах — из-за электронной переписки и других вещей. <…> Так что я не буду отвечать вам сейчас — я оставлю вас в напряженном ожидании…
Клинтон: Позвольте мне отреагировать на это — потому что это ужасно. Каждый раз, когда Дональд считает, что что-то идет не так, как он хочет — он заявляет, что это было сфальсифицировано — подтасовано — против него. ФБР год занималось расследованием моей электронной переписки, и пришли к выводу, что нет основания (для обвинения). Он заявил, что ФБР нечестны. Он проиграл кокусы в Айове, проиграл праймериз в Висконсине — и заявил, что праймериз Республиканской партии были сфальсифицированы — против него. Потом подали в суд против Университета Трампа за мошенничество и вымогательство. Он обвинил в подтасовках федерального судью и судебную систему. Было время, когда он, не получив премию «Эмми» за его телевизионное шоу, начал писать в Твиттере, что на «Эмми» тоже подтасовки.
В части дискуссии, посвященной внешней политике, акцент ставится на сирийском кризисе — и вопросе о готовности кандидатов ввести американские войска в Ирак, если понадобится предотвратить возвращение ИГИЛ после взятия Мосула
Клинтон: Меня обнадеживает то, что усилия иракской армии и курдских военных пользуются поддержкой и консультациями особых подразделений американцев, но я не стану выступать за то, чтобы отправлять американских солдат в Ирак в качестве оккупационной силы. Я не думаю, что это в наших интересах, и не думаю, что это было бы мудрым решением. Я думаю, что это было бы большим красным флагом, сигнализирующим ИГИЛ, что им пора заняться восстановлением (группировки).
Трамп: Мосул — это так печально. Мосул был у нас когда она ушла, когда она всех ликвидировала, мы потеряли Мосул, и сейчас мы снова бьемся за Мосул. Три месяца назад я начал читать о том, что они хотят добраться до лидеров ИГИЛ, и собираются атаковать Мосул. Что произошло с элементом сюрприза? Все эти люди оттуда ушли. Дуглас МакАртур и Джордж Паттон (одни из самых влиятельных главнокомандующих в истории США, — НМ) в гробу переворачиваются при виде глупости нашей страны. Все, что ей нужно было сделать — это остаться в Мосуле, который у нас был — потому что вы знаете, кто является главным победителем…>…> Иран должен будет написать нам благодарственное письмо — еще одна глупость, самая глупая сделка всех времен. Сделка, которая совершенно точно даст Ирану ядерное оружие. Иран также должен написать нам благодарственное письмо, потому что то, чего они давно хотели в Ираке, мы сделали для них легче легкого. Мы снова возьмем контроль над Мосулом — и вы знаете, кто от этого выиграет? Иран!
Разговор переходит от операции по взятии Мосула к сирийскому Алеппо
Трамп: Алеппо это катастрофа. Это гуманитарный кошмар. Это так печально — то, что там произошло. И это во многом из-за Хиллари Клинтон — потому что когда она воевала с Асадом, оказалось, что он сильнее, чем она думала. И теперь она скажет — «ага, так он любит Асада!» — но на самом деле он действительно гораздо жестче и умнее ее и Обамы. Пару лет назад все думали, что его не будет. А он заручился поддержкой России, а сейчас и Ирана, который мы сделали очень сильным, дав им 1.7 миллиардов долларов наличными. А мы поддерживаем повстанцев, не зная, кто такие эти повстанцы — и даем им много денег и всего. А если бы они скинули Асада — этого не произойдет из-за поддержки России, а теперь еще и Ирана — то они бы оказались не лучше Асада, который действительно плохой парень.
Хиллари Клинтон был задан вопрос о возможности создания бесполетной зоны в Сирии.
Клинтон: Я думаю, бесполетная зона сохранила бы жизни и могла бы приблизить завершение конфликта. Я хорошо понимаю вопросы, которые это вызывает. Это потребовало бы длительных переговоров, прояснения России и Сирии, что нашей целью является создание гуманитарных зон…
В завершение полуторачасовых дебатов, кандидаты делают краткое заявление — прямое обращение к избирателям с аргументацией, почему они должны проголосовать именно за Дональда Трампа — или за Хиллари Клинтон
Клинтон: Я хочу сказать всем, кто смотрит нас сегодня, что я обращаюсь к американцам — демократам, республиканцам, независимым избирателям — потому что нам нужны все для того, чтобы сделать эту страну тем, чем она должна быть — чтобы ее экономика была более справедливой, чтобы она работала для всех. Нам нужны ваши таланты, способности, приверженность, энергия, миссия. Мне посчастливилось наблюдать президентство вблизи. И я знаю, какая это замечательная ответственность — защищать нашу страну, и какая это потрясающая возможность — трудиться, чтобы улучшать ее для всех вас. <…> Я надеюсь, что вы дадите мне шанс быть вашим президентом.
Трамп: Когда я начал свою кампанию, я начал ее мощно — назвав ее «Возродить величие Америки». Мы возродим величие Америки. У нас истощенная армия — это надо исправить. Наши военнослужащие — лучшие люди на Земле. Но мы не помогаем нашим ветеранам. Мы помогаем нелегальным иммигрантам, людям, которые прибыли в нашу страну незаконно — больше, чем нашим ветеранам. Этого не должно происходить. Наших полицейских не уважают. Нам нужны закон и порядок. И справедливость. Наши бедные кварталы — это катастрофа, можно схлопотать пулю по дороге в магазин. У них нет образования, нет рабочих мест. Я сделаю для афроамериканцев и испаноязычных больше, чем она (Клинтон, — НМ) сделает за 10 своих жизней. Все, что она способна делать — это вести разговоры, а потом она придет к ним и скажет: «Увидимся через четыре года». Мы не можем позволить себе еще четыре года Барака Обамы — а именно это вы получите вместе с ней.
Дебаты завершены.
В ближайшее время кандидаты продолжат проводить предвыборные мероприятия в ключевых штатах — Пенсильвании, Огайо, Флориде, Вирджинии, Нью-Гэмпшире… Президентские выборы пройдут 8 ноября.