Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Дорожная карта»... неопределенности

Участники «нормандской четверки» в Берлине договорились о следующих четырех пунктах разведения войск на Донбассе. Тем временем «День» побывал в Станице Луганской, где разведение сил столкнулось с рядом проблем, которые необходимо учесть.

© REUTERS / Hannibal HanschkeКанцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд на пресс-конференции
Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд на пресс-конференции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путина таки удалось вернуть в рамки «нормандского формата». Как известно, после вымышленных самим Кремлем так называемых террористических актов «украинского Минобороны» в Крыму, российский президент заявил, что «встречаться в нормандском формате бессмысленно». Соответственно организовать встречу в Берлине было непросто. Немцы и французы до последнего уговаривали агрессора сесть за стол переговоров.

Путина таки удалось вернуть в рамки «нормандского формата». Как известно, после вымышленных самим Кремлем так называемых террористических актов «украинского Минобороны» в Крыму, российский президент заявил, что «встречаться в нормандском формате бессмысленно». Соответственно организовать встречу в Берлине было непросто. Немцы и французы до последнего уговаривали агрессора сесть за стол переговоров. Уговорили, приехал. И как всегда опоздал, встреча началась на полчаса позже и длилась более четырех часов.

Еще в канун встречи стороны не выражали большого оптимизма. Российская сторона настаивала на выполнении политической части Минских договоренностей, Украина же требовала от Кремля сначала выполнить свои обязательства по вопросам безопасности. Уже по традиции, даже во время переговоров в Берлине.  Итак, что в результате?

Первым к журналистам вышел украинский президент Петр Порошенко. Он заявил, что прежде чем проводить выборы на оккупированных территориях, участникам процесса должна быть гарантирована безопасность, а иностранные военные должны покинуть территорию страны. «Когда мы говорим о «дорожной карте», то она и предусматривает последовательность и гарантии. И именно поэтому, когда у нас есть, например, дата выборов и условия по которым они должны состояться, то, безусловно, это — вопрос безопасности. В частности, режим прекращения огня, выведение иностранных войск, соблюдение режима разведения сторон, беспрепятственный доступ ОБСЕ, освобождение заложников», — заявил Порошенко, передают СМИ. Президент также сообщил, что «дорожная карта» будет подготовлена министрами иностранных дел стран «нормандского формата» и передана на подпись главам государств в ноябре.

Позже свои заявления сделали и другие участники переговоров. Президент Франции Франсуа Олланд подчеркнул: «Вопрос безопасности стоит в основе всего успеха в выполнении Минских соглашений».

«Мы обсудили данное прекращение огня и отведение войск. Первые шаги уже сделаны в этом направлении, но многое еще остается сделать», — заявила канцлер Германии Ангела Меркель. Также она отметила, что вопрос введения в Донбасс вооруженной миссии ОБСЕ нужно связать с проведением местных выборов на оккупированных территориях. В то же время, по мнению Меркель, наблюдатели ОБСЕ обязательно должны получить доступ к границе с РФ, которая оккупирована боевиками.

В свою очередь, президент РФ Владимир Путин отметил: «Договорились, что мы продолжим выбор тех точек и мест на территории, где можно будет продолжить эту работу по разведению сторон конфликта. В двух местах этот отвод уже состоялся. Также мы подтвердили, что готовы расширить миссию ОБСЕ в зоне отвода и пунктах хранения тяжелой техники».


Показательно, что в отличие от Порошенко и Меркель, которые фактически заявили о расширении миссии ОБСЕ, причем уже вооруженную, на оккупированные территории Донецкой и Луганской областей и доступ к границе с РФ, которая контролируется боевиками, Путин сказал, что эта миссия будет иметь доступ к зоне отвода войск и пунктов хранения тяжелой техники. А это существенное отличие. Также, по словам Порошенко, украинская сторона настаивает на том, что после завершения отведения сил и средств от линии разграничения в Петровском, Золотом и Станице Луганской, эта работа должна продолжиться еще в четырех местах, в частности, в Дебальцеве.

О «дипломатическом котле», в который позволила загнать себя украинская власть, «День» писал еще с самого начала переговоров. Тем более, когда главным переговорщиком от Украины в Минске назначили архитектора кланово-олигархической системы Леонида Кучму. Однако сегодня нужно выходить из этой ситуации, которую имеем по факту. А имеем пункты Минских договоренностей, которые нужно выполнять. Другое дело, что свою часть обязательств не выполняет Кремль и контролируемые им боевики так называемых ДНР и ЛНР, соответственно Украина имеет полное право требовать от агрессора выполнения Минских договоренностей и только потом двигаться далее по своей части ответственности. Что дала последняя встреча в рамках «нормандского формата»?

1. Хорошо, что встреча состоялась, но осталось много незавершенных формулировок, особенно относительно позиции Путина по поводу расширения миссии ОБСЕ.

2. Если полицейская миссия будет иметь лишь пистолеты, то какова ее роль при возможных выборах? У них нет мандата, чтобы следить за выборами. При этом бандит Захарченко уже угрожал, что будет вырезать вооруженную миссию, а в Луганске проходили искусственно организованные митинги против миссии.

3. Линия разведения в Дебальцеве. Учтена ли линия  2014 года? Здесь большие трения.

4. «Дорожная карта» — почему вплоть до ноября, ведь все механизмы разведения уже отработаны? Ожидают выборов в США?

5. Кроме разведения военных, остается пробел в работе с местным населением, неясность того, кто будет оберегать людей, если военные отойдут за населенные пункты. Власть никак не работает с людьми.

«В действительности ничего не согласовано и ничего не подписано»

Алексей Мельник
, содиректор программ по вопросам внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова:


— В действительности никакой «дорожной карты» не согласовано и ничего не подписано. Пока еще мы слышим заявления и разговоры. Ныне лишь достигнута договоренность о подготовке такой «дорожной карты». Если обратить внимание на комментарии Порошенко, Путина и других участников встречи, то есть достаточно заметные отличия в оценках результатов этого мероприятия. Это еще раз говорит о том, что в действительности договоренностей нет. Они говорят об одних и тех же вещах, но в своей интерпретации. И это то, с чем столкнутся специалисты на техническом уровне, когда будут готовить непосредственно проект «дорожной карты».

Что касается территорий, которые согласно Минску-1 должны контролироваться украинской стороной и которые враг занял уже после того, то об этом детально говорил Петр Порошенко. Судя по его словам, может создастся впечатление, что Украина чувствует поддержку со стороны европейских партнеров. В этом плане Дебальцево является одним из ключевых пунктов, ведь мы знаем, что там происходило во время подписания Минска-2. РФ тогда дерзко нарушила предварительные договоренности. Согласно базовым договоренностям боевики должны были бы отойти достаточно далеко от нынешней линии фронта. Нужно добиваться выполнения противоположной стороной предварительных договоренностей, тогда не нужно будет вообще заниматься этими микроскопическими разведениями.

Стоит также обратить внимание на то, что Путин в своих комментариях львиную долю внимания уделил гуманитарным вопросам. Он хотел, чтобы Украина взяла на себя содержание оккупированных РФ территорий. Этого ему не удалось достичь. В свою очередь, слова Порошенко были сосредоточены на  вопросах безопасности. Трудно сейчас представить, как все эти позиции будут вложены в один меморандум.

«При разработке механизмов «дорожной карты» должно быть учтено мнение людей из Донбасса»

Анна Гопко, народный депутат, председатель комитета Верховной Рады по иностранным делам:

— В Минских договоренностях лишь очерчены направления, например, по прекращению огня, обмену пленными и тому подобное, но конкретные механизмы, как это должно было бы проходить согласно временным рамкам, не разработаны. Также нужны гарантии выполнения сторонами договоренностей и соответствующая ответственность за их срыв и несоблюдение, ведь мы имеем досадный опыт того, что РФ игнорирует договоренности и развивает агрессию. Поэтому все это должно быть прописано в «дорожной карте». Отдельно возьмем тему полицейской миссии. Украина о полицейской миссии говорит почти год. Соответственно сейчас стоит вопрос  — согласится ли на это ОБСЕ, какой мандат будет у миссии. Кроме того, остается открытым вопрос круглосуточной работы ОБСЕ в зоне конфликта, а не до 17:00 как ныне.

Нужно обратить внимание на информирование местного населения. Ведь в результате дефицита информации и объяснений, люди абсолютно справедливо начали беспокоиться. Им не было четко показано, как будет гарантирована их безопасность после отведения войск и в результате нарушения боевиками тишины. Специальная мониторинговая миссия не предусматривает наличие собственных военных. Это очень хорошо, что об этом начали говорить, а не как до этого было — они говорили нам принять закон о выборах, а бандиты на местах как-то их должны были бы провести.

Необходимо, чтобы при разработке механизмов «дорожной карты» было учтено мнение этих людей. Но при этом отмечу, что без составляющей по безопасности, не могут быть реализованы политические пункты Минских соглашений.

«Путин ожидает результатов выборов в США, а также в Германии и Франции»

Сюзан Стюарт, Немецкий институт по вопросам международной политики и безопасности (SWP), Берлин:

— На вчерашней встрече лидеров «нормандского формата» было достигнуто больше, чем я ожидала. Однако, это результаты только пока еще на риторическом уровне. Мы должны посмотреть, как они будут воплощены на практике. Более всего важна «дорожная карта» Минских договоренностей. Если она действительно может быть разработана в течение месяца и одобрена министрами иностранных дел, то это будет шагом вперед. Но поскольку  российская и украинская стороны имеют очень разные мнения о последовательности пунктов Минских соглашений, я не уверена, что может быть достигнут консенсус. Другие два пункта — вооруженная миссия ОБСЕ и разведение войск в дополнительных местах — уже были в повестке дня в течение некоторого времени. Три места для разведения войск были согласованы на уровне контактной группы раньше, и только два из них заработали хорошо. Что касается вооруженной миссии ОБСЕ, то раньше были противоречивые заявления с российской стороны. Даже если в принципе эта миссия согласована, можно ожидать со стороны России, что она бесконечно может продолжать переговоры о ее характере и мандате.

По моему мнению, Путин ожидает результатов выборов в США, а также в Германии и Франции, которые состоятся в следующем году, чтобы увидеть, будет ли это созвездие лидеров, с которыми более выгодно для него вести переговоры. Поэтому до этого времени, вряд ли можно много ожидать от «нормандского формата».

Кроме того, важно, чтобы западные лидеры настаивали на дальнейших реформах на Украине. Выглядит так, что процесс реформ в основном затормозился и верх берут корыстные (частные) интересы. Если Украине не удастся успешно реализовать ключевые реформы, тогда на ее стойкость относительно России (и на ее привлекательность для Запада) это скажется негативно. Это поставит Украину в трудное положение относительно последующих переговоров о ситуации на Донбассе.