Транссибирской магистрали исполняется 100 лет. Добро пожаловать в поезд, чтобы узнать ее историю.
Моему обонянию приходится нелегко, когда я вхожу в плацкартный вагон.
Я пристраиваюсь на свою полку, и в ноздри врывается какофония запахов вареного мяса и картофеля, кофе и угля вперемешку с всевозможными телесными ароматами.
Сногсшибательно! Так и должно быть: я на Транссибирской магистрали, которая в этом месяце празднует свой юбилей — 100 лет со дня окончания строительства самой длинной железной дороги в мире.
Уже тогда пассажиры впадали здесь в заколдованный сон: «На пути через степи путешественника сопровождает однообразный, но оригинальный пейзаж, зеленеют низины, покрытые травой и камышом, глинистая болотистая почва бесконечно простирается по обе стороны железной дороги…».
Так описан этот маршрут в Guide to the Great Siberian Railway 1900 года, когда первые паровозы постепенно начинали курсировать между Центральной Россией и Дальним Востоком.
И сегодня здесь есть, чем полюбоваться, пока мимо несутся часовые пояса и бесконечная череда берез. Щекочущее ощущение стремительного бега по рельсам, и взгляд снова, и снова, и снова обращается вдаль.
Русский уют
В поезде ошеломляют не одни только запахи.
Я моментально оказываюсь в окружении местных жителей, которые каждый день ездят из точки «А» в точку «Б» в самой большой стране мира. Кто-то закидывает ноги на полку и устраивается с первым кроссвордом за предстоящие семь дней от Москвы до Владивостока. Другие угощают меня печеньем и с воодушевлением учат играть в популярную карточную игру «дурак», третьи сразу заводят спор о репутации России и западных санкциях.
«По-моему, США пытаются поделить Россию на отдельные государства, как было прежде в Советском Союзе. Почему?» — возмущается 49-летний врач Михаил, который едет в город Иркутск у Байкала.
В следующий момент я оказываюсь в вагоне, где представлена вся Северная Европа — путешественники с рюкзаками, туристические группы и обычные туристы в поисках приключений в России. Такое чувство, что все друг с другом знакомы. Заходит разговор о будущем ЕС, а за окном болота с подлеском и лесистые участки сменяются хвойными деревьями и гористым пейзажем к югу, где лежит Монголия.
С тех пор, как начала действовать Транссибирская магистраль, рельсы и поезда постепенно меняются, а в 2002 году железная дорога была полностью электрифицирована.
Разные типы поездов
Сегодня ходят как скоростные экспрессы с кондиционерами, оборудованием для инвалидов и современными туалетами, так и обычные грязноватые поезда, которые следуют с многочисленными остановками. Там содержимое туалетов вываливается прямо на рельсы, а на подъезде к городам санузлы вообще временно запирают.
Если что и объединяет все типы поездов, то это — помимо вагона-ресторана, где за немалые деньги подают посредственную еду — наличие традиционного самовара. Он — как пчелиная матка всего вагона. Там на углях кипятится вода, и там все заваривают себе кофе, овсянку или бесконечные порции лапши быстрого приготовления, которая здесь потребляется в огромных количествах.
«Я уже столько съела, что она у меня из ушей лезет», — говорит 34-летняя Даниэла, туристка из Германии.
За состоянием самовара следит верная проводница, она же бегает по вагону и следит, чтобы у всех были комплекты постельного белья, подушки и чебуреки — хорошо прожаренные пирожки с картофельным пюре или мясом. Потом покачивание поезда нас всех окончательно убаюкивает.
Пока болотница варит свое пиво над российским континентом, я представляю, как парящее тепло поезда растворяется в туманах таежного ландшафта. Чистая магия.
Наконец свежий воздух
Транссибирская железная дорога всегда была и сейчас остается важной деталью, скрепляющей гигантскую страну Россию. Во времена Сталина по этой дороге везли в теплушках миллионы политических заключенных в лагеря ГУЛАГа. Но те времена позади.
Сегодня чарующие виды то и дело заслоняют цепочки контейнеров или цилиндрических бочек, грохочущие мимо с грузом угля, древесины, различных нефтепродуктов. Большие города захватили огромные промышленные предприятия, а на пути между остановками можно увидеть бессчетные домики с огородами — дачи, где россияне с удовольствием проводят свое свободное время.
Несмотря на домашнюю атмосферу в поезде, нет ничего лучше, чем вдохнуть прохладный воздух этого сурового края, когда поезд останавливается на одной из множества станций.
Бросаюсь к выходу и вдыхаю полной грудью. Истинный дар. Почти не замечаю сибирских торговцев, выстроившихся в очередь на перроне, чтобы предложить мне сушеную рыбу и меховые шапки.
Здесь, в российском населенном пункте, можно насладиться спокойствием и дать глазам отдохнуть. Скоро поезд продолжит свой путь. Я слышу зов вагона и однообразных пейзажей.
Следующая остановка — через много сотен километров.
О Транссибе
Железная дорога простирается от Москвы до Владивостока — 9289 км. Основная линия дополнена еще двумя ветками — Трансмонгольской магистралью через Монголию в Пекин и Трансманьчжурской через северо-восточный Китай в Пекин.
Транссиб ежегодно перевозит сотни тысяч пассажиров, в основном русских. По этой железной дороге доставляется и немалая часть продуктов российского экспорта.
Путь до Владивостока занимает в общей сложности семь дней, до Пекина через Монголию — пять дней.
Цена билета зависит от ряда условий, таких как время года, количество остановок, класс (1,2 или 3), способ покупки (через турбюро или на месте в России). На месте билет 2 класса от Москвы до Владивостока обойдется в 2,5 тысячи крон.
Хронология
1891 — при царе Александре III дан старт строительству железной дороги. Первый камень станции «Владивосток» заложен сыном Александра Николаем II.
1891–1898 — завершено строительство уссурийской линии от Владивостока до Хабаровска, западносибирской вплоть до реки Обь и центральносибирской от Оби до Иркутска.
1895–1900 — запущено железнодорожное сообщение между станцией Мысовая на Байкале и Сретенском на реке Шилка. Но чтобы проследовать дальше, приходится переправляться через Байкал на пароме.
1897–1901 — построена Восточно-Китайская железная дорога, благодаря которой появляется возможность путешествовать из Владивостока, лежащего к северу от китайской Маньчжурии, в Байкальский район.
1901–1904 — запущен 260-километровый участок вокруг южной оконечности озера Байкал, так называемая Кругобайкальская железная дорога. Теперь в пароме больше нет нужды.
1907–1916 — реализован изначальный план строительства железной дороги вдоль реки Амур от Сретенска к Хабаровску. Последним штрихом становится мост через Амур.