Недавно была опубликована книга доктора общественно-политических наук, дипломата Алпо Руси (Alpo Rusi) «Вместе и порознь — политика безопасности Финляндии и Швеции на распутье» (Yhdessä ja erikseen — Suomen ja Ruotsin turvallisuuspolitiikka tienhaarassa, издательство Docendo).
Больше всего в книге привлекает внимание утверждение об участии президента Урхо Кекконена (Urho Kekkonen) в переговорах о возможности военного сотрудничества СССР и Финляндии.
Как известно, Кекконен и командующий Силами обороны Финляндии Лаури Сутела (Lauri Sutela) в 1974 году и в 1978 году отвергли предложения СССР о двустороннем военном сотрудничестве.
По мнению Руси, Кекконен мог сам начать тайные переговоры о военном сотрудничестве с СССР еще в 1972 году.
Руси ссылается в своей книге на информацию, сообщенную бывшим начальником отдела России Института оборонных исследований Швеции (FOI) Яном Лейонъельмом (Jan Leijonhielm).
«Лейонъельм получил из надежных источников информацию, что в архивах Службы государственной безопасности Швеции СЭПО (SÄPO) есть данные о том, что Кекконен сам мог тайно назначить проведение переговоров с военными представителями СССР. Предметом переговоров могло быть предоставление Красной армии возможности свободно использовать территорию Лапландии в случае обороны от Швеции (на практике − стран НАТО)», − пишет Руси в своей книге.
«Это подтверждает секретное предложение 1972 года, сделанное военным атташе, капитаном первого ранга Владиславом Александровичем Андрушкевичем, „целью которого было перенесение ответственности за оборону северной части Финляндии с Финляндии на Советский Союз“, как сформулировал генерал-майор, начальник Генштаба Пааво Юнттила (Paavo Junttila), который получил это предложение», − продолжал Руси в своей книге.
В разделе источников Руси не рассказывает подробнее об объяснениях Лейонъельма, и детальнее об архивных данных не сообщается. В своей вышедшей ранее книге он ссылается на статью Лейонъельма в газете Svenska Dagbladet.
События 1972 года в биографиях Кекконена и Сутелы
Предложение Андрушкевича рассматривалось в финской литературе и ранее − в биографии, составленной Матти Луккари (Matti Lukkari) «Лаури Сутела, командующий Силами обороны» (Lauri Sutela, Puolustusvoimain komentaja), а также в биографии Кекконена, написанной Юхани Суоми (Juhani Suomi) «В вихре разрядки, Урхо Кекконен, 1972-1976 годы» (Liennytyksen akanvirrassa, Urho Kekkonen 1972–1976).
Военный атташе при посольстве СССР в Финляндии Андрушкевич представил в мае 1972 года финским генералам карту, на которой красным карандашом была прочерчена линия через всю Финляндию от северной части муниципалитета Кухмо до Ботнического залива. В биографии Сутелы рассказывается, как, по словам Андрушкевича, Советский Союз мог бы помочь Финляндии в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с обороной территорий к северу от прочерченной линии.
Кекконен размышлял о предложении Андрушкевича о военном сотрудничестве в своих дневниках 1972 года после беседы с командующим Силами обороны Каарло Лейноненом (Kaarlo Leinonen), о чем он пишет в своих дневниках 1972 года.
Руси цитируют в своей книге записи из дневников Кекконена 1972 года.
«Я был у Лейнонена. Он рассказал, что военный атташе Андрушкевич от своего имени предложил сотрудничество СССР и Финляндии. Наши офицеры растерялись. Я сказал, что они могут выяснить, о каком сотрудничестве, учитывая стратегию СССР, идет речь, а также могут сформулировать позицию Финляндии по этому вопросу», − писал Кекконен в январе 1972 года.
«Советский Союз может попросить от Финляндии проведения переговоров в рамках Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Чтобы избежать этого, пусть генерал Юнттила будет на связи с военным атташе Андрушкевичем, и пусть будет обсуждаться совместная подготовка к возможным переговорам. Таким образом, нейтралитет будет сохранен», − записал Кекконен в дневнике в апреле 1972 года.
«Не избегал переговоров, а был активным»
Руси объединяет биографии Сутелы и Кекконена со взглядами Лейонъельма и приходит к выводу, что информация о переговорах о военном сотрудничестве просочилась в Швецию. Кекконена могли бы даже обвинить в «государственной измене».
«В свете данных Лейонъельма очевидно, что первоначально утечка данных о переговорах — о которых в Финляндии кроме Кекконена знали после их начала только три генерала — произошла через Организацию варшавского договора в Швецию.
«С другой стороны, Кекконен мог бы быть обвинен в государственной измене после того, как он пошел на большой риск проведения переговоров напрямую или косвенно. Он не отказывался от проведения переговоров, как сообщалось в прессе в 1978 году, а занимал активную позицию в том, чтобы переговоры состоялись в 1972 году», − пишет Руси.
«Уже в январе Кекконен сообщил Лейнонену о том, что с представителями СССР надо встретиться. Финляндия и СССР два года вели тайные переговоры, содержание которых частично стало известно в 1998 году, но точной информации об инициативе не было», − пишет Руси в своей книге.
Сутела и Кекконен отказались от предложений Советского Союза
Советский Союз предлагал Финляндии военное сотрудничество в течение 1970-х годов, но предложения были отвергнуты.
Избранный на пост командующего Силами обороны, Сутела получил весной 1974 года от посла СССР в Финляндии Владимира Степанова приглашение в сауну. Степанов сказал Сутеле, что Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи следовало бы пересмотреть. Сутела считал, что в этом нет необходимости.
Летом 1978 года министр обороны СССР Дмитрий Устинов находился с визитом в Финляндии и в сауне Култаранты, летней резиденции президента Финляндии, предложил Кекконену провести совместные военные учения Финляндии и СССР. Кекконен выкрутился, отклонил предложение и отвел Устинова в сауну.