Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президентские выборы в США волнуют не только американцев: Украина и Сирия — это те две страны, где ситуацию всерьез могут изменить только результаты выборов 8 ноября, которые, если повезет, могут даже положить конец кровопролитию. Европейские лидеры либо неспособны сгладить обе эти ситуации, либо не готовы ничего делать, пока не станет ясно, в каком направлении будут двигаться США.

Президентские выборы в США волнуют не только американцев: Украина и Сирия — это те две страны, где ситуацию всерьез могут изменить только результаты выборов 8 ноября, которые, если повезет, могут даже положить конец кровопролитию.

Прекращение войны на востоке Украины и разрешение сирийского конфликта должны больше волновать Европу, чем США. Поддерживаемое Россией восстание на Украине — это прямое следствие принятого Киевом решения добиться членства в Евросоюзе. В результате сирийского кризиса Европу наводнили беженцы. Тем не менее, европейские лидеры либо неспособны сгладить обе эти ситуации, либо не готовы ничего делать, пока не станет ясно, в каком направлении будут двигаться США. Встреча лидеров Германии, Франции, России и Украины в среду, 19 октября, в Берлине, и саммит Евросоюза в четверг, 20 октября, не принесли никаких результатов. Это свидетельствует о том, что Украина и Сирия в данный момент находятся в состоянии неопределенности, которое вызвано выборами в США.

Берлинская встреча стала первым саммитом этих четырех ключевых стран за год. Канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд, президент России Владимир Путин и президент Украины Петр Порошенко встречаются лично, только если требуется принять какие-то серьезные решения — или если они надеются, что это возможно. С этой точки зрения исход этой встречи стал неутешительным.


По результатам пятичасовых переговоров не было подписано никаких документов и создалось впечатление, что стороны по-разному понимают то, о чем они договорились. Путин сообщил, что четверка лидеров «продолжит совместную работу на политическом треке» и будет расширять миссию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на востоке Украины. Порошенко видит более конкретные результаты: подготовка плана полной имплементации шаткого Минского соглашения о прекращении огня 2015 года к концу ноября и размещение «полицейской миссии» ОБСЕ — вооруженного контингента, который должен обеспечить безопасность и честность местных выборов. Меркель и Олланд упомянули о плане, не назвав однако конкретных сроков его разработки, а также о миссии ОБСЕ, добавив, что у нее не будет «полицейской» функции.

Создается впечатление, что Меркель и Олланд не стали давить на Путина и Порошенко, чтобы заставить их выполнить множество условий Минского соглашения. Разговоры о дорожной карте означают, что эти условия и тот порядок, в котором их нужно будет выполнять, будут подвергнуты пересмотру. Французский и немецкий лидеры отлично понимают, к чему все это приведет. Правительство Порошенко не допустит проведения выборов на востоке Украины, пока Россия не вернет Украине контроль над ее восточной границей. А Россия не вернет контроль над границей, пока на востоке не будут проведены выборы.

Германия и Франция «продолжают игнорировать главное требование Украины — вначале восстановить контроль на границе и только потом говорить о выборах на Донбассе, — написал Михаил Саакашвили, губернатор Одесской области, на своей страничке в фейсбуке. — В любом случае половинчатые решения, которые приведут к узакониванию оккупации вряд ли пройдут в Раде, а даже если и пройдут, не будут приняты общественностью Украины».

Именно поэтому никто, кроме Порошенко, который неустанно ищет поводы для того, чтобы обвинить Путина в отказе следовать условиям соглашения, не хочет называть конкретные сроки. Разработка дорожной карты в отсутствии существенного прорыва в переговорах на высоком уровне приведет в тупик.

Администрация президента Барака Обамы, в сущности, передала решение украинского кризиса Меркель и Олланду. Заместитель госсекретаря Виктория Нуланд (Victoria Nuland) ездила в Киев, чтобы внушить украинцам европейское видение выборов, прежде чем вопрос границы будет решен, а вице-президент Джо Байден (Joe Biden) выразил сочувствие Порошенко, когда призывал его бороться с коррупцией.

Следующая американская администрация способна коренным образом изменить ситуацию, к примеру, встав на сторону Украины в вопросе о порядке развертывания политического процесса урегулирования конфликта, обеспечив Киев смертельным оружием или введя более жесткие экономические санкции против России. Она также может поддержать Россию в ее требовании сначала провести выборы и приостановить экономическую и техническую помощь Украине до тех пор, пока она не пойдет на уступки.

Оба эти варианта невозможны, пока к власти не придет следующая администрация, поэтому сейчас у сторон нет никаких причин о чем-либо договариваться.

В среду, 19 октября, Меркель и Олланд также обсудили с Путиным Сирию, обвинив Россию в причастности к военным преступлениям, совершаемым в Алеппо. Они ни к чему не пришли: Путин ответил им, что его курс зависит от политики США. «Но мы рассчитываем на то, что наши партнеры, прежде всего американские партнеры, сделают все, что они обещали до сих пор, по разведению террористов “Джабхат ан-Нусры*”(запрещена в России, ред.) и иже с ними таких же террористических организаций от так называемой здоровой части оппозиции», — заявил он после переговоров.

Европейским лидерам пришлось проглотить этот недвусмысленный намек. В четверг, 20 октября, саммит Евросоюза осудил действия России в Сирии, однако европейские лидеры не смогли договориться о конкретных санкциях против России, лишь пригрозив «новыми ограничительными мерами против конкретных граждан и компаний, поддерживающих режим, в том случае если чудовищные преступления продолжатся» — отсылка к тому неэффективному санкционному режиму, который уже действует в отношении России в связи с ее действиями на Украине.

США необходимо будет взять на себя роль лидера в решении этого вопроса. Европа, которая по сравнению с США потеряет гораздо больше в результате санкций против России, не сделает первый шаг. Кроме того, она не настолько глубоко вовлечена в сирийскую войну, чтобы обсуждать политические решения с Путиным. Новая администрация США должна будет быстро решить, займет ли она жесткую позицию, ужесточив санкции против России и, возможно, даже выставив своих военных против режима сирийского лидера Башара аль-Асада, или же она будет сотрудничать с Путиным, оставив при этом Асада во власти.

Россия, Европа, Украина, режим Асада и сирийские повстанцы уже сейчас могли бы сделать некоторые выводы о будущем курсе США. В конце концов, уже прошли три раунда дебатов между кандидатами на президентский пост, и у обоих кандидатов было достаточно времени и возможностей, чтобы рассказать о своих позициях. Однако текущая предвыборная кампания превратилась в  соревнование по поливанию грязью, которое продлится еще три недели. Затем победитель займется формированием администрации и выяснением того, как нужно работать с недавно избранным Конгрессом. Многие украинцы и сирийцы попросту не доживут до того дня, когда США примут окончательное решение.